В прошлом году этот молодой, но дерзкий коллектив покорил меня альбомом Stranger Heads Prevail, и я решил, копнув чуть глубже, узнать, с чего начинался творческий путь группы Thank You Scientist.

Коллектив появился на свет в 2009 году и пока что вряд ли выбирается куда-то за пределами США, колеся по градам и весям в составе аж 7 человек: традиционный для рок-группы набор инструментов усилен скрипкой, саксофоном и трубой. Целый бродячий оркестр набирается! В перечне стилей, в которых творят Thank You Scientist, сочетается несочетаемое: пост-хардкор и джаз-фьюжн. Уже этот факт создаёт интригу, тем более, что на Stranger Heads Prevail, несмотря на наличие жёстких риффов, никакого пост-хардкора я так и не нашёл. Итак, жму на play, и в ближайший час меня занимают исключительно карты несуществующих мест.

После недолгого вступления а капелла в мои уши врывается боевик с длинным названием A Salesman’s Guide to Nonexistence. Отправляясь в несуществующее, замечаю, что он звучит плотнее и энергичнее, чем большинство вещей на уже знакомом мне втором альбоме группы: гитарные риффы дают жару в духе лучших металлических образцов и (пока ещё) доминируют. Энергичные духовые появляются лишь изредка. При этом композиция будто соткана из невидимых тканей: инструменты не забивают друг друга, а прекрасно сосуществуют, создавая впечатляющее музыкальное полотно. Что же будет дальше?

Вторая композиция получилась в каком-то смысле переходной между более-менее привычной песенной структурой и той околоджазовой вакханалией, которая будет твориться в дальнейшем и которая мне так понравилась. Наверное, именно поэтому Feed the Horses оказалась рыхловатой и не самой запоминающейся. Зато потом на меня обрушился самый настоящий инструментальный разгул с виртуозными партиями инструментов и постоянно меняющимся ритмом. В какой-то момент песня Blood on the Radio (кстати, самая длинная на пластинке) обрела привычную форму «куплет-припев», но во время соло музыканты снова дали себе волю.

Композиция Absentee принесла слушателям долгожданный отдых, а с ним и прекрасную лирическую партию скрипки. Однако вряд ли Thank You Scientist были бы собой, если б не разбавили эту претендующую на роль рок-баллады вещь чуть ли не поп-панковыми вставками. На смену которым, правда, пришло новое лирическое соло, но на этот раз уже на саксе. Да уж, похоже для этой группы никаких рамок не существует, что и к лучшему.

Бодрый и почти танцевальный ритм Suspicious Wareforms легко сменяется скрипичной «цыганщиной» и с той же непосредственностью уступает место электрогитаре. О, боги, мы наконец-то услышали соло на электрогитаре! Почему-то меня не удивляет, что для этого пришлось прослушать почти половину альбома.

Следующая песня носит название Carnival. Учитывая жанровое многообразие пластинки, можно было ожидать чего-то лёгкого и танцевального в латиноамериканском духе, но вместо этого группа выдала натуральный хардовый боевик с восхитительным скрипичным соло в концовке. Впрочем, давно пора было понять, что лепить любые жанровые ярлыки на Thank You Scientist – гиблое дело. На то он и фьюжн.

Тревожная барабанная дробь – и вот мы уже слышим Concrete Swan Dive. Вряд ли имеет смысл пересказывать всё, что происходит в этой песне. Потому что, как вы уже, наверное, поняли, в песнях Thank You Scientist может происходить всё, что угодно. Отмечу лишь, что на фоне прочих вещей она отличается особым эмоциональным надрывом.

Акустическое вступление с особым кантри-фолк-колоритом погружает нас в песню под названием In the Company of Worms. Однако не стоит обольщаться раньше времени – никакого кантри дальше и в помине не будет. А будет композиция, построенная на весьма изощрённых гитарных риффах. Очевидно, Том Монда, гитарист Thank You Scientist так и не успел в полной мере показать свою молодецкую удаль, и поэтому финальный трек начинается с его скоростных запилов и брутальных, едва ли не самых тяжёлых на всём альбоме, риффов. Но, как и на всей пластинке, жёсткий гитарный саунд уравновешивается инструментальным многоголосием, яркими партиями инструментов, далёких от любых намёков на тяжесть.

Музыка Thank You Scientist – она как вода. Легко и непосредственно переливается из одного состояния в другое, соединяя в себе самые разные жанры и не относясь ни к одному из них. Что очень важно, это происходит естественно и органично, без психологических травм и душевных потрясений для слушателей. Теперь, когда я послушал оба альбома группы, могу и сделать выводы о творческой эволюции этой «великолепной семёрки». За несколько лет с выхода дебютного релиза забоя в творчестве Thank You Scientist поуменьшилось, зато в околоджазовых экскурсах музыканты теперь смогли реализовать себя в полной мере. Альбом Maps of Non-existent Places стал водоразделом. Выполненный на грани между «пост-хардкором» (привет, википедия!) и экспериментами в стиле фьюжн, он мог качнуть маятник в любую сторону: двинуть группу по проторенному пути меньшего сопротивления или же продолжить эксперименты, ведя слушателя в те несуществующие места, карту которых музыканты только что начертили. Они выбрали последнее, и это хорошо.

Одно беспокоит: между первым и вторым альбомами прошло целых 4 года. Не слишком ли долгий срок? Хотя если и дальше материал будет столь же крутым, то почему бы и нет?