В английском языке есть слово «artsy». Произошло оно, понятное дело, от слова art, но имеет интересное значение. В зависимости от контекста оно может подразумевать буквально все — от восхищения до сарказма. В последнем случае наиболее подходящий вариант перевода — «вычурный».
Когда я впервые услышал сингл Standing on the Edge of Tomorrow, я был восхищен. Остаюсь до сих пор. Когда я впервые целиком послушал «Evil Spirits», я понял — вот он, арт-панк. Такой, как я люблю. К слову, бывает он очень разным (да и что говорить, если сам жанр — условность чистой воды). Но, видимо, именно эта его ипостась в исполнении The Damned вызвала немало саркастических замечаний в музыкальной прессе. Примерный их посыл таков: «Колоссы британского панка сегодня предстают неплохо оплачиваемыми ремесленниками, которые могут себе позволить дорогущий продакшн Тони Висконти, не идут на творческий риск и выглядят теми самыми старыми пердунами, которых они когда-то сами презирали».
Что ж, отчасти, это правда. Как говорил когда-то мистер Килмистер, «гастролирующий музыкант обязан подтверждать свой статус». И я не могу найти ни одного недостатка в том, что The Damned находятся в превосходной концертной форме, в их-то возрасте. Более того, только идеально сыгранная банда может записать альбом «кучей», да так, чтобы он отлично звучал на фоне современного перепродюсированного ширпотреба.
Фото - NME →
Ах да, продакшн. Не скрою, местами аранжировки некоторых трэков могут показаться вычурными. Но позвольте, нетленная Phantasmagoria преисполнена пафоса, но это же не мешает ей оставаться одним из краеугольных камней альтернативной музыки. Сегодня, в одной упряжке с Тони Висконти, The Damned воодушевляют слушателей с новой силой. Альбом пролетает на одном дыхании, а в случае с панк-роком это хорошо вдвойне. Многослойность новых песен каждый раз привлекает внимание к разным деталям. В первый раз ты ловишь каждое слово Дэйва Вэниана, во второй — подмечаешь гитарные фишки Капитана, в третий — удивляешься, как вкусно Марти Оксиморон вплетает прог-роковый электроорган в полотно ритмичного пост-панка… Отдельного упоминания заслуживают барабанщик Пинч и новый старый басист Пол Грэй. Без преувеличений, Evil Spirits — триумф замечательной ритм-секции, локомотивом проносящей слушателя сквозь все десять номеров пластинки. Я уже отмечал, что альбом писался кучей?
Стоп. Кажется, я упоминул прог-рок в заметке о The Damned. Но ведь история и так расставила все по своим местам: обрушившись на правила шоу-бизнеса, которым в итоге подчинилась рок-музыка, панк и сам довольно скоро мутировал в список примитивных правил. И если изрядная доля артистизма и любопытных музыкальных ходов, сдобренных sci-fi текстами, эти правила нарушают, значит это и есть панк. Настоящий панк, который не укладывается в какой бы то ни было шаблон. Кроме того, что сами The Damned изобрели, конечно же.
Вот почему Evil Spirits стоит слушать и переслушивать. Вот почему я вспомнил то самое слово artsy, которое очень удачно характеризует сегодняшних «проклятых» — энергичных, но не тупых, злободневных, но не сиюминутных, вычурных, но самобытных.
Evil Spirits от The Damned
Блиц-ревью
-
Золотой баритон альбома — Дэйв Вэниан
-
Капитан альбома — Кэптен Сенсибл
-
Украденная гитара капитана — Gibson SG
-
Жемчужины альбома — Standing on the Edge of Tomorrow и I Don’t Care
-
Звезда альбома — Пол Грэй
-
Лучший клип с альбома — Look Left
-
Автор Look Left — Пинч
-
Главный злой дух — Тони Висконти