В английском языке есть слово «artsy». Произошло оно, понятное дело, от слова art, но имеет интересное значение. В зависимости от контекста оно может подразумевать буквально все — от восхищения до сарказма. В последнем случае наиболее подходящий вариант перевода — «вычурный».

Когда я впервые услышал сингл Standing on the Edge of Tomorrow, я был восхищен. Остаюсь до сих пор. Когда я впервые целиком послушал «Evil Spirits», я понял — вот он, арт-панк. Такой, как я люблю. К слову, бывает он очень разным (да и что говорить, если сам жанр — условность чистой воды). Но, видимо, именно эта его ипостась в исполнении The Damned вызвала немало саркастических замечаний в музыкальной прессе. Примерный их посыл таков: «Колоссы британского панка сегодня предстают неплохо оплачиваемыми ремесленниками, которые могут себе позволить дорогущий продакшн Тони Висконти, не идут на творческий риск и выглядят теми самыми старыми пердунами, которых они когда-то сами презирали».

Что ж, отчасти, это правда. Как говорил когда-то мистер Килмистер, «гастролирующий музыкант обязан подтверждать свой статус». И я не могу найти ни одного недостатка в том, что The Damned находятся в превосходной концертной форме, в их-то возрасте. Более того, только идеально сыгранная банда может записать альбом «кучей», да так, чтобы он отлично звучал на фоне современного перепродюсированного ширпотреба.

 



Фото - NME 

Ах да, продакшн. Не скрою, местами аранжировки некоторых трэков могут показаться вычурными. Но позвольте, нетленная Phantasmagoria преисполнена пафоса, но это же не мешает ей оставаться одним из краеугольных камней альтернативной музыки. Сегодня, в одной упряжке с Тони Висконти, The Damned воодушевляют слушателей с новой силой. Альбом пролетает на одном дыхании, а в случае с панк-роком это хорошо вдвойне. Многослойность новых песен каждый раз привлекает внимание к разным деталям. В первый раз ты ловишь каждое слово Дэйва Вэниана, во второй — подмечаешь гитарные фишки Капитана, в третий — удивляешься, как вкусно Марти Оксиморон вплетает прог-роковый электроорган в полотно ритмичного пост-панка… Отдельного упоминания заслуживают барабанщик Пинч и новый старый басист Пол Грэй. Без преувеличений, Evil Spirits — триумф замечательной ритм-секции, локомотивом проносящей слушателя сквозь все десять номеров пластинки. Я уже отмечал, что альбом писался кучей?

Стоп. Кажется, я упоминул прог-рок в заметке о The Damned. Но ведь история и так расставила все по своим местам: обрушившись на правила шоу-бизнеса, которым в итоге подчинилась рок-музыка, панк и сам довольно скоро мутировал в список примитивных правил. И если изрядная доля артистизма и любопытных музыкальных ходов, сдобренных sci-fi текстами, эти правила нарушают, значит это и есть панк. Настоящий панк, который не укладывается в какой бы то ни было шаблон. Кроме того, что сами The Damned изобрели, конечно же.

Вот почему Evil Spirits стоит слушать и переслушивать. Вот почему я вспомнил то самое слово artsy, которое очень удачно характеризует сегодняшних «проклятых» — энергичных, но не тупых, злободневных, но не сиюминутных, вычурных, но самобытных.

Evil Spirits от The Damned

Блиц-ревью

  • Золотой баритон альбома — Дэйв Вэниан

  • Капитан альбома — Кэптен Сенсибл

  • Украденная гитара капитана — Gibson SG

  • Жемчужины альбома — Standing on the Edge of Tomorrow и I Don’t Care

  • Звезда альбома — Пол Грэй

  • Лучший клип с альбома — Look Left

  • Автор Look Left — Пинч

  • Главный злой дух — Тони Висконти