Rockcult: Чем 2020-й год обернулся для Ермака?

Влад: Несмотря ни на что, для нас это был прекрасный год. Мы наконец-то выпустили альбом «Птицы». Также мы сделали, на мой взгляд, хороший сингл, выпустили первый винил и нашли отличного барабанщика. На одном из концертов мы смогли собрать самое большое количество зрителей за всё время существования группы. И да, к нам вернулся Дима Шихов! Наш состав вполне устоялся. 

Многие во время самоизоляции сидели на попе ровно, но не мы. Поскольку я предприниматель, я мог ездить на своей машине и собирать ребят у себя в домашней студии. Концерты не маячили даже в самом далеком будущем, поэтому всё свободное время мы репетировали и готовили новый материал.

Rockcult: С каким настроением прошёл рождественский концерт? Программа его как-то отличается от тех, что были ранее?

Влад: Мы объявили концерт очень поздно, меньше чем за две недели. Многие из коллектива переживали, что придёт мало народу. Но всё прошло очень здорово., Аудитория была довольна, наши песни пели. Понятно, людей было меньше, чем на предыдущем нашем сольнике. На новогодних праздниках народ меньше ходит на такие мероприятия. 

Программа не особо отличалась от программы презентации альбома, мы просто добавили новый сингл. К счастью или к сожалению, нам запал в душу тот сет-лист. Мы оставили всё как есть, в том числе из-за того, что многие не смогли попасть на концерт-презентацию. У нас был экстренный перенос даты и места в Москве, потому что клуб опечатали. Люди начали сдавать билеты, либо вовсе не пришли. 

Также мы начали обкатывать новую систему выступлений без «подклада». Раньше на сцене пели только я и Вадим Киселёв, теперь поют уже четыре человека. На сцене появилась третья гитара, да и в общем шестой участник группы. Мы изменили концертную аранжировку, приблизив её к студийному звучанию, но при этом не используя заранее записанные партии.

Rockcult: Расскажи про новый сингл «Бег». Как прошёл процесс производства? Был ли подвержен «стилю Е»? 

Влад: Я придумал «Бег» ещё в декабре, буквально за пару дней. Это был самый рекордный срок. Мы работали с новым звукорежиссёром и, соответственно, у нас был другой подход к звуку. Раньше мы писали барабаны у меня дома, и качество всех вполне устраивало. Но в этот раз мы решили пойти дальше и сделать всё по-серьёзному, записав их в хорошей студии. Всё прошло гладко и все остались довольны.

Rockcult: Какое название носил сингл в зачаточном состоянии? 

Влад: «Бег» был «Бегом» ещё когда не было слов. Сама музыка подсказывает мне, какая должна быть драматургия и тематика песни. 

Я бы не сказал, что у нас какая-то особая история с названиями. Всё строится на ассоциациях. Чаще всего названия демок носят шуточный характер. Так, например, «Колыбельная» сначала была «Слизняком», потом стала «Песней бати». Мне кажется, такое есть у всех. Сколько групп ко мне обращалось, мол, братан, зацени трек. А там какой-нибудь «Рыбный суп» или другое абсурдное название. 

Rockcult: Кто на обложке «Бега»? Это участник группы, как было с «За горизонтом»?

Влад: На обложке НЕ участник группы. Тем не менее это живой человек, которого мы знаем. Это Даша Павлова, она делает нам обложки и афиши в стиле аппликаций. Когда Даша занималась набросками для «Бега», на них был какой-то мужик. Я смотрел на него и думал, почему он похож на какого-то стокового чувака. Я решил проверить, и оказалось, что мужик реально со стоков. Он был закрыт подписями на английском из разряда «когда ты не можешь вылечить свою импотенцию». С ним были горы мемов. И я думаю, слава Богу, что решил загуглить. Если бы мы оставили этого мужика, это было бы ужасно. Пришлось убрать этот вариант. В итоге Даша предложила набросок с собой. Она просто поставила камеру на штатив и сфотографировалась в углу, закрыв лицо руками.



Фото - Дарья Павлова 

Rockcult: Какова была реакция аудитории во время исполнения этой песни вживую?

Влад: Народ подпевал. Меня это удивило, ведь песня была выпущена за два дня до концерта. 

Rockcult: «Бег» отчасти злорадствует: «гори, гори, сжигай мосты» и «ещё осталось время поставить ставни и закрыть все двери на замок». Эта песня о человеке, который намеренно губит свою жизнь?

Влад: Да, человек делает это из-за своего страха. На пути к безопасности он готов сжечь всё старое, отрицать всё новое и запереться в своём крохотном мирке. В том числе это песня про 20-ый год, про всё безумие, которое происходит вокруг. Я не являюсь ковид-диссидентом, у меня свой взгляд на такие вещи. И этот взгляд транслируется в «Беге». В борьбе за своё биологическое существование человек готов отказаться от всего, лишь бы кушать-какать-спать. Я считаю, что это неправильный путь. И к сожалению, многие люди сами обрекают себя на это. Льюис ещё в 41-ом году написал в «Письмах Баламута»:

Молодой человек дьяволу: - Как вы успели послать столько душ в ад?

Дьявол: - Через страх!

Молодой человек: - Молодец! И чего они боялись? Войны? Голода?

Дьявол: - Нет... Болезнь!

Молодой человек: - Они не заболели? Разве они не умирали? Разве не было лекарства?

Дьявол: - ..... заболели. Они умерли. Было лекарство...

Молодой человек: - Я не понимаю...

Дьявол: - Случайно посчитали, что единственное, что нужно хранить любой ценой — ЭТО ЖИЗНЬ!!! Они перестали обниматься. Они перестали приветствовать друг друга, оставили все человеческие контакты. Они оставили все, что было человеком! Они остались без денег. Они потеряли работу. Но они предпочли бояться за свою жизнь, даже если у них не было хлеба, чтобы есть. Они верили услышанному, читали газеты и слепо верили, что читают. Они отказались от свободы. Они больше никогда не выходили из дома. Они никуда не ходили. Больше никогда не навещали друзей и родных. Весь мир превратился в огромную тюрьму с осужденными-добровольцами. Они все приняли!!! Все это, чтобы пережить еще один жалкий день. Они не жили, они умирали каждый день! Забрать их жалкую душу было слишком легко.

Клайв Льюис «Письма Баламута»

Rockcult: Будет ли клип на «Бег»? Как вы вообще определяете песню, на которую будете что-то снимать? 

Влад: Мы хотим сделать клип на «Бег», у нас есть амбициозная задумка. Но далеко не факт, что она реализуется, потому что это слишком дорого. Не хочется ничего обещать. Ещё всё зависит от того, как народ будет поддерживать сингл. Если пройдёт месяц и трек улетит из плей-листов, народ забудет, то, конечно, смысла работать с «Бегом» не будет. 

Rockcult: Вы открывали краудфандинг на починку турового автобуса. Как ты оцениваешь масштаб такой поддержки? 

Влад: В этом году с ним связано очень много разочарований, вылетевших в большую радость. На нём меняли турбину четыре раза по 80 000 рублей. Несмотря на сложности со встроенным приложением Вконтакте по краудфайндингу — мы собрали почти всю указанную сумму, хотя приложение отображает буквально пару переводов. Спасибо всей нашей аудитории, что помогли с этим. Но этот автобус настолько часто нас подводил, что его уже не исправить. На него больше нельзя психологически рассчитывать. Мы выставили его на продажу и купили новый.

Rockcult: То есть, можно ожидать, что в 2021-м году «Ермак!» отправится с туром по России?

Влад: Да, мы уже пробиваем даты на май. Думаем, до Екатеринбурга или Челябинска. Но это будет тяжело, организаторы настроены пессимистично. Нужно ехать, как-то расшевелить народ. Если никто не будет ездить в туры, то всё прогнётся. Я бы назвал это временем возможностей, меньше конкуренции :)

Rockcult: Давай вернёмся к клипам. «Отражение» снято в посёлке Териберка, на берегах Северного Ледовитого океана. Кому-то может показаться, что первые несколько минут сняты на зелёном экране. Это так?

Влад: В «Отражении» нет никакой графики. Я скакал среди брошенных рыболовных кораблей по настоящим деревяшкам и камням, которые заросли водорослями. Мы специально ехали туда на нашем старом автобусе. Как раз после этой поездки он пострадал особенно сильно. 

Rockcult: Люди, задействованные в съёмках, чьи лица мы видим во время смены кадров — реальные местные жители?

Влад: Да, они живут в Териберке. Мы давали им деньги, объясняли, что снимаем клип. Народ там сам по себе не очень хорошо живёт. Цены на продукты очень страшные, прямо ужасные. 

Rockcult: Как думаешь, почему в ваших клипах в основном нет определённых действующих лиц, развязки-завязки и сюжета?

Влад: Это сложней. Нужны хорошие актёры, сценарий, декорации. А я не люблю делать так, чтобы мне потом было стыдно. Пока, видимо, мы до этого не доросли. Я стараюсь критично относиться к нашим работам.

Сейчас, смотря на «Идущем в море», с точки зрения картинки и моих движений в камере, я себе кажусь неуверенным. К слову, это был мой первый съёмочный и продюсерский опыт. Я недоволен некоторыми техническими моментами и в «Прости»‎. Например, мы могли взять более хорошую камеру, но по определённым причинам этого не сделали. 

Говоря об «Отроке», у нас была амбициозная идея на несколько клипов, которая должна была соединиться в общую канву. У нас даже остались некоторые материалы. Но судьба этих материалов и вообще задумки непонятна. Пандемия застала нас врасплох, возникло много разных трудностей. Нам не удалось осуществить всё в желаемые сроки. Сейчас вопрос стоит только в актуальности. Больно, обидно, что мы не смогли претворить идею в жизнь, но нужно двигаться дальше и концентрироваться на новом материале.

Rockcult: Одна из последних новинок «Ермака!» винилки с «Птицами». Как ты сам относишься к пластинкам? Насколько сейчас вообще актуальны такие вещи? Коллекционируешь?

Влад: Если бы они не были актуальны — то не продавались бы. Мне нравятся любые физические носители. Они передают труд артиста. Это объект, это вещь, которой ты можешь владеть. Цифровые сервисы, где добавлены треки при всех своих плюсах, обесценивают эту сторону трудов артиста. Пластинку ты можешь подарить, ты можешь на неё смотреть, любоваться и слушать. Это как бумажная книга, с которой у тебя выстраиваются совершенно новые тактильные отношения. CD сейчас можно включить разве что в машине и, если я не ошибаюсь, не обладает своим уникальным звуком, в отличие от винила и кассет. До кассет мы пока что не дошли, на мой взгляд, это совсем уж архаизм. А у пластинок сейчас есть своя аудитория, которая постоянно расширяется. Я бы рискнул сказать, что это перспективное направление развития дистрибьюции музыки. Я бы хотел заняться коллекционированием винила. Наверное, моей первой пластинкой станет пластинка «Ермака!».

Rockcult: Признайся, ты любишь русскую классику? «Птицы» в своё время были вдохновлены «Преступлением и наказанием».

Влад: Да, конечно! Я очень люблю творчество Ф.М. Достоевского, он является максимально синхронизированным со мной человеком. Он является основателем почвеннического движения, которое объединило в себе славянофильство и западничество — мне это супер-близко. Говоря о музыке «Ермака!», я бы даже назвал её почвенничеством 21 века. В своём творчестве я стараюсь отражать мысли и следовать философии Достоевского. Также мне нравится Л.Н. Толстой, но всё же у меня к нему не совсем однозначное отношение. 

Rockcult: Почему у «Птиц» две стороны? Они родились одновременно, а задумка пришла позже?

Влад: Того потребовала драматургия. В альбоме у героя есть два состояния: сперва он стремится вверх по ложному пути и падает в пропасть. На этом моменте начинается вторая сторона. А затем герой начинает путь к спасению. Эта история чем-то похожа на судьбу Раскольникова из «Преступления и наказания». Сначала он хотел стать Наполеоном, хотел доказать себе, что чего-то стоит. Родион встаёт на неправильную дорогу, следуя за своим тщеславием и гордыней. Но в итоге он обжигается и просит у Бога прощения. Получает его и спасает себя и свою душу через любовь и семью.

Со стороны подачи материала всё просто  — пять песен проще съесть, чем десять. Нам не хотелось, чтобы какие-то песни были серыми на фоне других или стали проходняками. Поэтому схема была простая: мы публикуем один или два сингла, потом выгружаем остальные три песни. Потом через некоторое время выходит вторая сторона «Птиц». Так аудитория лучше вникает и знает все песни. Этот формат хорошо себя показал.

Rockcult: Ты говорил, что сейчас тебе не особо комфортно слушать «Весну» из-за своего вокального уровня. Но разве ты не считаешь, что в такой грязи и заключается искренность вашего дебютника?

Влад: Да, это очень искреннее творчество, с настоящим юношеским максимализмом. Мне нравится музыка, но мне не нравится то, как я пою на записи. Бывает так, что я с радостью переслушиваю «Мать» и «Птицы». А к «Весне» я давно не возвращался. Ребята меня не понимают, они считают, что всё правда классно.

Вообще я слушаю музыку не как многие люди. Я не могу включить что-то фоном и начать в это время есть или заниматься какими-то другими делами. Мне важно услышать всё от начала и до конца.  

Rockcult: Та самая картина маслом, написанная Ксенией Буридановой, специально для обложки вашего первого альбома «Весна», существует в единичном экземпляре. У кого картина сейчас?

Влад: Она висит у меня дома, как раз в той комнате, где мы репетируем.



Фото - Ксения Буриданова 

Rockcult: Говоря о проекте «СВОИ», ты всегда утверждал, что критерием «высмотра» групп является отсутствие пропаганды насилия, порнографии и наркотиков. Почему ваша команда считает это табуированной темой? Бывают исключения?

Влад: Вопрос стоит в том,  для чего всё это делается? Если это пошлятина, супер-качественная и супер-дорогая, мы это не пропустим. Я патриот своей культуры и своей страны, можно сказать, что я «ватник». И считаю, что нужно соблюдать моральную чистоту. «СВОИ» стараются не созидать культуре гедонизма, этому оголтелому тренду. Если людям наоборот нравится такое — окей, пусть яйца к мостовой прибивают. Но я не собираюсь иметь какое-либо отношение к этому.

К сожалению, исключения бывают, как правило, по невнимательности. Я даже был свидетелем таких моментов, когда активно участвовал в жизни «СВОИХ». Опять-таки, кто-то намеренно использует «грязные» темы в качестве средства выразительности и усиления образа. «СВОИ» — это авторский паблик, не претендующий на какую-то вселенскую субъективность. Как нам кажется, так мы и будем делать. Не нравится — не подписывайтесь.

В ближайшее время мы планируем «реанимировать» «СВОИ». У нас есть много интересных мыслей и над многим уже идёт работа.

Rockcult: Одна из главенствующих идей «СВОИХ»  — помогать свежей крови. Состояние нашей сцены это кринж и трупоедение? Именно поэтому сейчас тяжело пробиться чему-то новому?

Влад: «СВОИ» отдают приоритет русскоязычной музыке, создавая альтернативу популярным зарубежным исполнителям. Когда мы начинали, только одна группа из десяти была на русском. Со временем эта ситуация исправилась, в том числе благодаря «Родному звуку» и подобным пабликам, которые занимаются и ретроспективой, и помогают молодым коллективам. За это им огромный респект. 

Опять-таки, культ гедонизма превалирует среди современных артистов. Зачастую он становится центральной темой творчества многих людей. К счастью, как мне кажется, доля этой темы становится меньше. Хоть и незначительно. Надеюсь, что люди начинают понимать, что это вовсе не круто. По-крайней мере это начинает доходить до андеграундных исполнителей. 

Говоря о “старичках”. Я не считаю, что некоторым артистам прям пора на пенсию. Они не зря трудились, пусть зарабатывают деньги, привлекают новых слушателей. НО! У меня большой вопрос. Многим этим коллективам уже по 50 лет. Так почему же не все, но очень многие продолжают писать про то же, про что писали в 20 лет? Вместо того чтобы нести какую-то мудрость, которая должна приходить с возрастом, они несут какую-то х*рню. Их тексты просто позорные, совершенно детские, наполненные плоскими смыслами. Часто это невозможно слушать без внутреннего стыда. И почему они не созидают и, так сказать, не ищут приемников при всём своём влиянии и деньгах? Они замыкаются на себе. Я не поклонник западной культуры и запад можно сколько угодно ругать, но там есть культура преемничества. Там более старшая и более популярная группа всегда берёт с собой на разогрев более молодую, более перспективную группу. Они рекомендуют друг друга, ездят вместе на фестивали. 

Rockcult: Как ты думаешь, почему народ не хочет экспериментировать, а берёт и копирует? 

Влад: Наверное это связано с какой-то творческой импотенцией, нехваткой времени, таланта, эрудиции и совести. Это можно увидеть на каждом шагу. Может люди воспринимают это как какую-то бизнес-модель, что очень глупо. Искать деньги в музыке очень большой риск. Проще заработать на курсах валют. Но сейчас, как мне кажется, появляется «новая русская волна», кажется, так это называется. Не скажу, что вся она мне очень близка. Но у неё получается достигать определённых успехов. Например, «Дайте танк (!)». Они очень самодостаточные и самобытные ребята. То же самое с группами «ssshhhiiittt!», «Спасибо», «Помни Имя Своё». Всех их нельзя назвать какой-то копией.

Rockcult: Использование устаревших выражений может ли подпитать в слушателях любовь к русскому языку?

Влад: Конечно. Я заметил, что многие в живой речи цитируют именно такие фразы из песен «Ермака!». И это понятно, русский язык очень красивый, глубокий и объёмный. Он является глыбой в мировой культуре, это — целая палитра. Современный язык, ясное дело, стал примитивным. Но несмотря на это, человеческое подсознание цепляется за впитанные с детскими сказками, рассказанными бабушкой немного пыльные, но такие близкие сердцу слова.



Фото - vk.com 

Rockcult: Что есть для тебя Бог и какой смысл ты в это понятие вкладываешь? 

Влад: Бог для меня это тот, кто создал мир, кто создал наши души, кто придёт в конце времён и устроит великий суд. Я православный христианин. Догматика православия полностью отражает мой взгляд на мир. Я верю в Иисуса Христа и его второе пришествие. Я верю в бессмертие души. Верю в Отца, Сына и Святого Духа. 

Rockcult: Разве для того, чтобы быть верующим нужно ходить в храмы и соблюдать посты? Не равна ли истинная вера житию по совести? 

Влад: Для меня принципиально важно посещать храмы и причащаться. Кто-то из группы со мной согласен, кто-то — нет. Но я никому не навязываю свою точку зрения. 

Rockcult: Твоё творчество — это спасение души для тебя?

Влад: Я не рискнул бы так сказать. Моё творчество — это то, без чего мне было бы очень сложно жить. Я бы хотел верить, что люди, слушая наши песни, задумываются о вечном и какими-то окольными путями приходят к Богу.