2016 год был ‒ без всяких скидок или гипербол ‒ насыщенным: в апреле я переехала из Москвы в Берлин и получила уникальную возможность сравнить концертную жизнь столиц. Конечно, в последние годы златоглавая от недостатка качественных «привозов» и местных интересных гигов не страдала, и тем не менее столица Германии сумела меня удивить.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать, что в Берлине целый культ афиш: их безнаказанно расклеивают на все возможные городские поверхности, так что часто накапливается десятисантиметровый слой из старых объявлений, поверх которого клеят всё новые и новые. Зато интернет не нужен ‒ обо всех событиях можно узнать офлайн, просто пройдясь по улицам.

И отдельной строкой хочется отметить берлинскую публику. По всей видимости, отсутствие десятилетий тотального дефицита положительно повлияло на манеру поведения людей на мероприятиях. Я ни разу не видела чрезмерного ажиотажа возле сцены (кроме сета Radiohead, но это я списываю на большое количество туристов на фестивале); зрители обычно держат дистанцию и не наступают друг другу на пятки; решительно пьяных или невменяемых товарищей тоже незаметно ‒ и это несмотря на свободу потребления любых веществ в общественных местах. Всё это в целом создает приятную атмосферу на концертах любого формата и любого масштаба. Так же, впрочем, как и продуманная организация площадок, где по большей части исключена проблема толчеи или очередей. (Здесь я с ужасом припоминаю московский концерт Мумий Тролль, где я провела в пробке на выход из концертного зала чуть ли не столько же времени, сколько на самом концерте.)

И если ажиотажа на самих концертах не наблюдается, то при покупке билетов все-таки стоит проявлять расторопность: частенько на выступления остромодных групп (каких-нибудь Warpaint, например) случается солд-аут за добрые четыре недели до даты!

Итак, делюсь впечатлениями от берлинских музыкальных событий, на которые мне повезло прорваться, в хронологическом порядке.

Father John Misty

Началось всё с безобидной авантюры: концерта исполнителя, о котором я до самого концерта знала только понаслышке. Я чуть было не разочаровалась в прелести авантюр, когда обнаружила на сцене облаченного в костюм юношу с окладистой бородой ‒ мало ли нынче таких юношей! Однако первые же песни развеяли мои сомнения: Джош Тиллман применяет свой безупречно прекрасный голос с умом, а именно ‒ поет абсурдно забавные песни. Окончательно мое сердце растаяло от кавер-версии Closer (Nine Inch Nails), которую певец окрестил своей любимой любовной балладой.



Фото - Таня Буланова

Beck

Пять дней назад ради него меня занесло на фестиваль в голландскую глубинку, а сегодня я, вооружившись букетиком полевых цветов и интригующим декольте, спешу на его первый за восемь лет сольный берлинский концерт… Я подхожу ровно ко времени запуска в зал и, используя запрещенный, но действенный прием «котик из Шрека», проникаю в помещение одной из первых. Впрочем, грандиозной борьбы за места в первом ряду и без того не состоялось (см. примечание о берлинской публике). Несмотря на тропическую июньскую жару, выступление моего героя – Бека Хэнсена ‒ превзошло самые смелые ожидания. Сошлись все звезды: отзывчивая многонациональная публика, выстреливающий хит за хитом сет-лист и артист на очередном пике своей формы. Ах да, и самое главное: букетик и декольте были оценены по достоинству.

Beirut

Уже место концерта оказалось примечательным ‒ крепость Шпандау на окраине Берлина, и пролетающие над головой самолеты добавили романтики и без того мечтательным песням американской инди-фолк-группы. Последний их альбом No no no взял курс на сближение с поп-музыкой, что определенно пошло Beirut на пользу: балканские мотивы стали ‒ в хорошем смысле этого слова ‒ более доступными и интернациональными.

Фестиваль Pure & Crafted

Band of Skulls, Mando Diao

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «байкерский фестиваль»? Рев мотоциклов, кожаные штаны, много кожаных штанов и упитанных бородатых дядечек? Вот и я опасалась худшего, когда собиралась на Pure & Crafted ради хедлайнеров Mando Diao. Однако из обязательных атрибутов байкерского слета меня ждали лишь мотоциклы. В остальном это оказался вполне мирный фестиваль, с хипстерами, детьми и пенсионерами (да, люди старшего поколения на берлинских концертах – не редкость). В итоге, кроме в меру противного дождичка, ничто не помешало мне насладиться танцами под заводные риффы шведских рокеров и вдобавок оценить англичан Band of Skulls.



Фото - Таня Буланова

Фестиваль Pop Kultur

Thurston Moore

Под конец летнего сезона берлинская музыкальная лихорадка и не думала сбавлять обороты: в начале сентября я попала на один из нескольких дней марафона Pop Kultur, где, вопреки названию, выступала такая громкая легенда нойз-рока, как Тёрстон Мур. Этот гитарный бог уже к третьей композиции привел меня в состояние глубокого транса и перевернул мое представление о том, насколько увлекательным трипом может быть десятиминутного гитарное соло.



Фото - Janto Djassi 

Фестиваль Lollapalooza

New Order, Kings of Leon, Kaiser Chiefs, Roisin Murphy, Radiohead

Знаменитый американский оупен-эйр с историей не так давно получил европейскую прописку, но успел завоевать место под солнцем. Лолла-2016 на два дня оккупировала парк в центре Берлина и привлекла к себе меломанов со всего мира пестрым лайнапом. В перерывах между распитием пива с просекко я успела: 1) пообниматься с солистом Kaiser Chiefs, 2) потанцевать под космическую Ройшн Мёрфи, 3) оценить мощь Radiohead, 4) подорвать свое хрупкое здоровье. В следующем году планирую повторить!



Фото - Таня Буланова

Skye & Ross

Как я убедилась на собственном опыте, порой самые яркие впечатления мы получаем от событий, не предвещающих никаких особых потрясений. Казалось бы, ну какой может быть катарсис от лаунджевого трип-хопа? Однако поди ж ты: концерт бывших участников Morcheeba позволил мне достичь просветления 80 левела, и – прошу заметить – без применения спецсредств! Достаточно пары десятков зашитых в подсознании простых, но обладающих убойной магией песен; улыбки Скай Эдвардс, которая, кажется, освещает весь зал; и открытых к диалогу зрителей, радостно голосующих ногами за танцевальные ритмы.



Фото - Michele de Feo 

Warhaus

Сайд-проект вокалиста бельгийской группы Balthazar стал для меня одним из главных открытий 2016 года. А дебютная пластинка We Fucked A Flame Into Being попала в мой список лучших записей. Конечно же, я схватила билеты на концерт Warhaus, как только увидела анонс. Надо признать, маленький клуб был даже не наполовину битком, но происходившее на сцене польстило и моим ушам, и моим глазам. Отдельно для себя я отметила уникальную способность Маартена Девольдере выхватывать будто из воздуха то тромбон, то мелодику, чтобы исполнить на инструменте короткое, но эффектное соло в середине очередной проникновенной композиции.



Фото - rockzoom_de 

La Femme

‒ Кто это? ‒ спросите вы.
‒ А это французы, на первое анонсированное берлинское выступление которых случился солд-аут.
‒ И что в этом примечательного?
‒ А то, что и на дополнительный их концерт, назначенный на следующий день, случился такой же солд-аут.
Молодая, да дерзкая психодел-электропоп-группа устроила отличную декадентскую дискотеку, где было всё, что вы ожидаете от декадентской дискотеки: извивающиеся женские тела на танцполе, нелепо дергающиеся мужские тела там же и хоровое скандирование припевов с оглушительными притопываниями и прихлопываниями.



Фото - Christina Palitzsch 

А как прошел ваш концертный 2016-й? Делитесь воспоминаниями!