1. Вдохновением для Exile был тур в поддержку Happiness и «американские горки жизни»

    Несмотря на кажущуюся стилистическую пропасть между меланхоличным Happiness и жестким Exile, связь между ними все же была. Перевернувшаяся с ног на голову жизнь музыкантов заставила их написать нечто более громкое и динамичное, нежели тихий и грустный Happiness, родившийся после нескольких лет жизни на пособии по безработице и не особо успешных попыток найти свое место в музыке. Песни для дебютного альбома дуэт писал без посторонних музыкантов и даже без особого расчета на то, что однажды эти композиции отправятся в масштабный тур. Работая над Exile, Адам и Тео уже знали, как написать партии для всех музыкантов, представляли, какие песни лучше подойдут для грядущих выступлений, и не боялись использовать гитары и живые барабаны. Особенно был рад Адам, которому наконец предстояло проводить с гитарой не меньше времени, чем за пианино: «Это первый инструмент, на котором я научился играть. Когда я играю на гитаре, я уверен в том, что я делаю».

  2. Самое название альбома – тоже дань проделанному путешествию

    Вокалист группы Тео Хатчкрафт сказал, что Exile получился «из такого чувства, когда ты находишься в странном месте. Свобода, страх, изоляция, радость, религия, наказание, упадок, который приходит вместе с изгнанием, вечно в туре, вечно далеко от дома. Нам казалось, что мы от чего-то бежим. Как будто ищем чего-то». Отчасти «изгнание» Hurts состояло еще и в том, что успех в родной Великобритании с самого начала давался им гораздо сложнее, чем достижения в других странах. В Англии еще даже не знали о существовании такой группы, когда ребята начали получать предложения от немецких лейблов, а в России, Дании и Греции их песни вовсю играли по радио. Со временем их оценили и соотечественники, но стоит признать, что и по сей день Hurts гораздо более популярны в других странах.

  3. Как начать новую эру? Напугать поклонников самой экстремальной песней с альбома!

    Именно так Hurts и сделали, выпустив двухминутный тизер с играющей на фоне The Road, тяжелой и чуть ли не индустриальной композицией, которую дуэт назвал самым радикальным примером идеи, заложенной в альбоме (и именно поэтому они захотели сделать ее первой ласточкой). Слегка напрячься заставляло и само видео, изображающее путь группы в настолько мрачных тонах, что становилось ясно: настал какой-то совершенно иной этап, и он придется по душе не всем.

  4. Нет места милее Манчестера родного

    После большого успеха Happiness руководители лейбла были готовы отправить молодых британцев для работы над новым альбомом хоть на Марс, если бы они этого захотели. Однако Адам и Тео вовсе не горели желанием отправляться в еще одного кругосветное путешествие; наоборот, они решили вернуться в крохотную студию в Манчестере, рассудив, что это единственное место, где можно сосредоточиться на работе и на время забыть о вихрях новой жизни. Правда, депрессивный английский город через какое-то время все же начал давить на и так мрачных музыкантов, и запись была завершена в Швеции вместе с продюсером Йонасом Куантом.

  5. Depeche Mode остались главным музыкальные ориентиром, но к ним добавились и такие группы, на которые Hurts раньше совсем не были похожи

    Во время предыдущего тура в дороге Hurts часто слушали Nine Inch Nails, Massive Attack и Interpol, что подтолкнуло их к более мрачной музыке. К уравнению также позднее добавились Muse, Radiohead, The Cure, The Killers и Скотт Уокер. Depeche Mode всегда были для Hurts одним из главных источников вдохновения (как и Принс, влияние которого именно в этом альбоме, кстати, не очень заметно), и если Happiness можно условно сравнить с Black Celebration или Music for the Masses, то Exile – это скорее Songs of Faith and Devotion или Ultra. «Каждый альбом [Depeche Mode] по-своему индивидуален, но в тоже время во всех них есть некая преемственность стиля. Мы тоже хотели бы оглянуться однажды и увидеть свой путь таким же», – говорит Тео.

  6. Exile мог бы быть еще более тяжелым

    Если верить музыкантам, демо-версии некоторых песен звучали как чистый индастриал и напоминали Nine Inch Nails, но Куант привел их к более удобоваримому для широкой аудитории радио-формату и добавил «шведской поп-магии».

  7. Сэр Элтон Джон сыграл на фортепиано в песне Help

    Финальным аккордом Exile стала песня, которая также была первой написанной для нового альбома композицией. Hurts сочинили ее еще на Рождество 2011 года, и идея пригласить Элтона Джона, одного из самых больших кумиров группы, сперва проскользнула как шутка. Вскоре намерение стало абсолютно серьезным, и музыканты были ошеломлены тем, что сэр Элтон не только действительно принял их предложение, но и поздравил с успехом за рубежом, похвалил песню и несколько часов обсуждал с ними музыку и футбол. «Это был один из лучших дней в моей жизни, серьезно, – признавался Тео, – Смотреть, как Элтон Джон играет на фортепиано в песне, которую мы написали? Я после этого на неделю дар речи потерял. Честно. Чтобы такое переплюнуть, нам надо разве что раздобыть голограмму Элвиса для следующего альбома». Интересную историю Help дополнил хор фанатов, прилетевших в английскую студию со всей Европы, чтобы исполнить завершающую часть песни.

  8. Песня Sandman – отсылка к известному персонажу из европейского фольклора

    Работая над альбомом, в какой-то момент группа решила написать что-то совершенно иное. Эти финальным экспериментом как раз и стала Sandman, в которой влияние современного R&B удивительным образом соединилось с использованием образа Песочного человека, фольклорного персонажа, который, согласно сказкам и поверьям, сыплет волшебный усыпляющий песок в глаза людям и присылает хорошие сны. Музыканты и правда в то время испытывали проблемы со сном, особенно во время сочинения песен, так что обращение к этому мифическому герою было совершенно искренним.

  9. Детский хор в Sandman – вовсе не детский и даже не хор

    Тео Хатчкрафт записал несколько вокальных партий, которые были объединены и обработаны таким образом, что результат сильно напоминал хор детских голосов.

  10. The Road была вдохновлена двумя книгами

    И этими книгами были «Дорога» Кормака Маккарти и «Автокатастрофа» Джеймса Балларда. Постапокалиптический роман «Дорога», который во время работы над альбомом Тео перечитал трижды, был удостоен нескольких литературных премий. «Автокатастрофа» такой похвалы со стороны критиков не получила, а в одном издательстве вообще заявили, что эту книгу публиковать нельзя, а ее автору не поможет уже даже психиатрическая помощь. Дело в том, что это специфическое произведение было посвящено людям, страдающим от симфорофилии, то есть испытывающим сексуальное возбуждение от всяческих катастроф, и реакция публики была крайне противоречивой. Тем не менее фильм Дэвида Кроненберга, основанный на романе, получил не только вал критики, но и десяток наград. Отсылки к «Автокатастрофе» также присутствуют в песнях Manic Street Preachers и Гленна Данцига (и в эту компанию вписалась группа, начинавшая как чистенький и элегантный синти-поп дуэт).

  11. Во время съемок клипа Blind Тео чуть действительно не ослеп

    По странной иронии именно во время съемок клипа с таким говорящим названием вокалист упал с лестницы и врезался в чугунные ворота, что чуть не стоило ему глаза. По словам врача, еще хотя бы пол-сантиметра – и трагедия была бы неисправимой, но Тео отделался восемью швами и шрамом и даже не особо пал духом, несмотря на плохо работающее обезболивающее и ужасный вид в зеркале. Он заявил, что это только добавит клипу драматичности, и сказал продолжать съемки, а потом еще и каламбурил, что Theo hurts (то есть «Тео больно» – как раз под таким ником музыканта можно найти в соцсетях).

  12. Есть две версии клипа Miracle, поскольку первая чуть не привела к скандалу и была удалена

    Во времена Exile клипы Hurts изобиловали религиозными мотивами. Blind начинается с ограбления священника в церкви и заканчивается там же, снятый на Горе Спасения Somebody to Die For и вовсе практически полностью состоит из христианских образов и отсылок. Первоначальная версия Miracle была довольно дерзкой: в ней, например, присутствовали горящие кресты, вокруг которых танцевали девушки в отнюдь не монашеских одеяниях, и плачущая черными слезами женщина с нимбом. Мрачный и полный подобных образов клип так и напрашивался на сомнительные интерпретации, и кто-то умудрился усмотреть в нем даже отсылки к Ку-клукс-клану, что совершенно не соответствовало правде, однако скандал был уже готов вспыхнуть, и официальный YouTube-канал оперативно удалил клип. Через пару недель там появилось новое, совершенно стерильное видео к той же песне, увидеть в котором что-то спорное было сложно – в нем просто не было ничего, кроме исполняющих Miracle Тео и Адама, девушек-танцовщиц и обрамляющей их тьмы.

  13. Пусть сейчас место Exile в творчестве Hurts и неясно, однажды он еще даст свои плоды

    Во время одного из Q&A некий justibene спросил, напишут ли Hurts когда-нибудь что-то похожее на Exile или даже нечто с еще более сильным уклоном в рок. «100%», – ответил Адам Андерсон с присущей краткостью и твердостью. И причин ему не верить действительно нет: от этих ребят, в чьих вкусах поп-музыка соседствует с металлом, диско и индастриал мирно сосуществуют, а электроника не ругается с хип-хопом, можно ожидать чего угодно.