1. I’m Waiting for The Man
Nico
- Оригинал: The Velvet Underground были одними из первых, кто исполнял песни на темы, считавшиеся когда-то табуированными: это и нищета, и проституция, и представители нетрадиционной сексуальной ориентации, и наркотики. Последняя из них поднята, например, в песне I’m Waiting for the Man.
- Кавер: Все участники The Velvet Underground впоследствии взяли с собой в сольную карьеру те или иные песни, над которыми они работали вместе. Не осталась от этого в стороне и работавшая с группой певица Нико: она нередко исполняла I’m Waiting for the Man на своих концертах (что выглядит особенно логичным с учётом того, что сама певица имела отношение к наркотикам) и записала её для альбома Drama of Exile (1981).
2. Pale Blue Eyes
Патти Смит
- Оригинал: Pale Blue Eyes — куда более невинная песня. Её Лу Рид посвятил своей первой любви — девушке по имени Шелли Альбин, которая на тот момент уже была замужем. Но глаза у неё, кстати, были не голубые, как вспоминал сам Рид, а коричневые.
- Кавер: Определённая слава досталась и этой песне — например, её постоянно исполняла Патти Смит на своих концертах в 60-ых и 70-ых годах.
3. White Light/White Heat
Дэвид Боуи
- Оригинал: И снова сюда вторгается тема запретных веществ — на этот раз она встречается в песне White Light/White Heat, вошедшей в одноименный альбом The Velvet Underground 1968 года выпуска и красноречиво повествующей о последствиях употребления метамфетамина.
- Кавер: В творчестве Дэвида Боуи White Light/White Heat появлялась не раз, причём в разных ипостасях: она исполнялась певцом на разных гастрольных турах, включая Ziggy Stardust tour (1972-1973) и The Spider Glass tour (1987), выпускалась синглом в те же периоды, а также должна была попасть на альбом каверов Pin Ups. Ещё один интересный факт: в буклете к альбому Hunky Dory Боуи указал, что именно White Light/White Heat вдохновила его на сочинение произведения Queen Bitch.
4. Venus in Furs
The Smashing Pumpkins
- Оригинал: В основу гипнотической Venus in Furs лёг одноимённый роман Леопольда фон Захер-Мазоха, полный описаний всех тех сексуальных практик, которые скрываются под аббревиатурой БДСМ. Сама песня впоследствии вошла во множество фильмов, сериалов и даже в рекламу — чего только стоит попадание в скандальную киноленту Оливера Стоуна The Doors.
- Кавер: The Smashing Pumpkins исполнили свою версию легендарной песни в 1989 году в эфире чикагской студенческой радиостанции WZDR. А жаль, что дело только этим и ограничилось, а то где ещё найдёшь в творчестве этой команды песни, в которых используется гитара, как у Роберта Смита.
5. After Hours
Red Hot Chili Peppers
- Оригинал: Одна из немногих песен, в которой поёт барабанщица The Velvet Underground Морин Такер. Сама она, правда, своего голоса всегда стеснялась и даже попросила, чтобы во время записи вокала все вышли из студии. Лу Рид же объяснил свой отказ от исполнения After Hours тем, что песня «очень невинная и чистая».
- Кавер: Пожалуй, наименее вероятно было услышать After Hours в исполнении команды Red Hot Chili Peppers, известной не только своими заводными песнями, но и славившейся когда-то своеобразным взглядом на то, в каком виде надо выходить на концерте перед публикой. Тем не менее в 1991 году Энтони Кидис и Джон Фрушанте исполнили песню, причём прямо во время интервью.
6. Here She Comes Now
Nirvana
- Оригинал: До сих пор поклонники The Velvet Underground спорят, о чём идёт речь в Here She Comes Now: одни думают, что о девушке, другие утверждают, что о гитаре Лу Рида. История этой песни ещё более загадочная: её должна была исполнить Нико (что она и делала, кстати, на серии выступлений Exploding Plastic Inevitable), но до альбомного варианта у неё дело так и не дошло — даже в демо-версии 1967 года поёт Рид.
- Кавер: Не остались в стороне от творчества The Velvet Underground и Nirvana: они записали свою версию Here She Comes Now для совместного с группой Melvins сингла. Вторые, кстати, исполнили Venus in Furs — можно потехи ради попробовать поискать между этим кавером и оригиналом 10 отличий.
7. What Goes On
Screaming Trees
- Оригинал: Ещё одна песня из третьего студийного альбома The Velvet Underground, но при этом единственный сингл с него. Если бы не What Goes On, то, возможно, основанная на её органной партии песня Once in a Lifetime команды Talking Heads звучала бы совсем по-другому.
- Кавер: Группа Screaming Trees, в которой когда-то пел Марк Ланеган, тоже в теме — правда, об этом мало кто знает, впрочем, как и об их прекрасной интерпретации What Goes On.
8. Heroin
Billy Idol
- Оригинал: Heroin, пожалуй, даже сегодня звучит крайне провокационно, поскольку лирический герой песни, от лица которого она исполняется, не стыдится своей губительной страсти. Кстати, участники The Velvet Underground, записывая ту версию Heroin, которая попадёт на нынче легендарный и великий альбом 1967 года The Velvet Underground & Nico, тоже испытывали страсть — такую, что участница группы Морин Такер в какой-то момент вообще перестала понимать, что происходит:
Когда это стало громко и быстро, я ничего не могла расслышать. Я не могла никого слышать, так что я остановилась [в альбомном варианте песни это 6 минута 17 секунда], думая, что они тоже остановятся и спросят: «Что случилось, Мо?» Но никто не остановился. Ну, затем я продолжила.
- Кавер: Билли Айдол обратился к творчеству The Velvet Underground во время работы над вдохновлённым киберпанком альбомом с соответствующим названием Cyberpunk (1993). Как и многие другие песни с него, Heroin получила электронную аранжировку, имеющую нечто общее с тем, чем сегодня занимаются многие диджеи — а именно ремиксами на старые добрые хиты. Но тогда народ, выросший на White Wedding с Rebel Yell, креатива не оценил, в том числе и вставку в кавер первой строчки из песни Патти Смит Gloria «Jesus died for somebody’s sins but not mine» (в переводе с английского — «Иисус умер не за мои грехи»). А один критик вообще обозвал Heroin в исполнении Айдола худшим кавером всех времён — впрочем, интересно, какая была бы оценка сейчас, когда танцевальная музыка почти полностью соответствует принципу «Новое — это хорошо забытое старое».
9. All Tomorrow’s Parties
The Reegs
- Оригинал: Ещё одна легендарная песня из дебютника The Velvet Underground. На вопрос, о чём она, Джон Кейл ответил так:
Эта песня была о девушке по имени Дэррил, красивой миниатюрной блондинке с тремя детьми, из которых двух у неё забрали.
Лу Рид расширил тему:
[Эта песня] очень удачно описывает конкретных людей, бывавших в «Фабрике» [студии Энди Уорхола] в то время. […] Я наблюдал за Энди. Я видел, как Энди наблюдал за другими. Я мог слышать, как люди говорили самые удивительные, самые сумасшедшие, самые смешные, самые грустные вещи.
- Кавер: Перечислять группы и исполнителей, перепевших All Tomorrow’s Parties, можно долго: среди них и Japan, и Siouxsie and the Banshees, и Nick Cave and the Bad Seeds, и Simple Minds, и многие другие. Но особый случай — инструментальная версия легендарной песни, исполненная группой The Reegs, образованной парой участников более известной британской команды The Chameleons, в футуристическом стиле, который бы идеально подошёл как к какой-нибудь киноэпопее вроде Звёздных войн, так и к научно-популярным теле- и радиопередачам.
10. Femme Fatale
Duran Duran
- Оригинал: Тот редкий случай, когда Энди Уорхол вмешался непосредственно в репертуар своих подопечных. Он попросил группу написать песню об Эди Седжвик — звезде «Фабрики» и одной из его муз, которая снялась во многих его фильмах. Стоит сказать, что в судьбе Эди и вправду было нечто фатальное: после того, как отношения актрисы с «Фабрикой» и её местной тусовкой прекратились, она вышла замуж и пыталась избавиться от вредных привычек, но, увы, она умерла на 29-ом году жизни.
- Кавер: Duran Duran перепели песню Femme Fatale для своего альбома 1993 года Duran Duran, получившего в народе название The Wedding Album, и даже выпустили свою версию синглом (правда, только во Франции). Конечно, перепевка не получила такой популярности, как куда более известные песни Ordinary World и Come Undone, но на неё сняли не менее красивое видео, которое получилось одновременно загадочным и в меру гламурным.
11. Sister Ray
Suicide
- Оригинал: «Мне не стоит это слушать. Я включу запись, после чего я выйду. Когда закончите, позовёте меня», — такие слова произнёс звукорежиссёр в качестве напутствия The Velvet Underground, оставшихся в студии записывать произведение, которое получит название Sister Ray в честь вокалиста The Kinks Рэя Дэвиса. В результате получилась 17-минутная эпопея, которой не коснулась ни малейшая редактура — по этой причине, кстати, в композиции отсутствуют басовые партии, поскольку Джон Кейл, который обычно играл на бас-гитаре, был занят органом. А о тексте Sister Ray вообще стоит сказать отдельно — слово его автору Лу Риду:
Sister Ray была записана в шутку — вернее, нет, не в шутку, но в ней есть восемь персонажей, того парня убивают, и никто ничего не делает. В её основу легла история, которую я написал о дебоше и упадке. Мне нравится видеть в Sister Ray трансвестита-наркодилера. А сама ситуация такова, что кучка трансов приводит с собой нескольких моряков, они все вместе обдалбываются героином и предаются оргии, пока не появляется полиция.
- Кавер: Не только The Velvet Underground любили на своих концертах играть Sister Ray, но и группы, которые росли на их творчестве: Joy Division, New Order, The Sisters of Mercy и другие. Группа Suicide тоже располагала своим вариантом сего произведения — рекорд в 38 минут, достигнутый The Velvet Underground, она, судя по получившейся длительности, даже не пыталась побить, зато версия получилась весьма оригинальная.
12. Sweet Jane
Mott the Hoople
- Оригинал: Одним из последних хитов The Velvet Underground стала песня Sweet Jane. Джона Кейла не было в группе уже второй альбом подряд, а её тогдашнему басисту Дугу Юлу, помимо записи басовых партий, пришлось заняться и ударными, поскольку Морин Такер была беременна. Гитарный рифф же, благодаря которому песня попала в несколько списков из серии «Лучшие гитарные партии всех времён и народов», Лу Рид сочинил буквально в последний момент.
- Кавер: Спустя два года Sweet Jane исполнила группа Mott the Hoople для своего дебютника (спродюсированного, между прочим, самим Дэвидом Боуи), заодно выпустив песню синглом в целых пяти странах: США, Канаде, Нидерландах, Испании и Португалии.