После успеха The Great Mass, который (вполне заслуженно) многие издания называли лучшим метал альбомом 2011 года, Titan может показаться слишком навороченным, сложным, излишне тягучим, но если рассматривать его в рамках эволюции звучания Septicflesh, то он кажется вполне естественным продолжением мрачного Communion и симфонического The Great Mass, являя собой гармоничное сочетание этих двух составляющих.

Музыка

За оркестровую часть музыки Septicflesh всегда отвечал Кристос, как музыкант с классическим музыкальным образованием, и на сегодняшний день Titan является, пожалуй, самым симфоническим из всех альбомов группы.

В записи альбома принимали участие всё тот же Пражский оркестр FILMharmonic, с которым записывались Communion и The Great Mass и, помимо обычного хора, Пражский детский хор (Children Choir Of Prague), ставший одной из главных фишек этого альбома, придающей ему особую тревожную атмосферу. А продюсировал альбом Логан Мейдер — бывший гитарист Machine Head и Soulfly.

Но прежде стоит вспомнить как началось сотрудничество Septicflesh и Пражского оркестра FILMharmonic.

На дворе 2006-2007 год, в деятельности Septicflesh после выхода Sumerian Daemons в 2003 году наступил большой перерыв, грозящий перерасти в вечный. Все занимаются своими делами, а Кристос и вовсе намеревается вернуться к занятиям классической музыкой в качестве композитора и планирует создавать саундтреки к фильмам. Тогда-то он и знакомится с творчеством этого оркестра, который (как можно догадаться из названия) как раз и занимается записью музыки к различным фильмам и к тому же тесно сотрудничает с различными рок-группами. Именно в этот период и возникает идея привлечь их к работе с Septicflesh.

К моменту создания Titan совместно с FILMharmonic уже записаны два альбома и с каждым разом эта часть работы становится всё более сложной и впечатляющей, и охватывающей всё большее количество музыкантов.

Запись оркестровок для альбома Titan происходила в Праге в знаменитой студии Smecky, являющейся домом для Пражского оркестра FILMharmonic. Оркестровая работа поражает своим размахом: Septicflesh одна из немногих групп, которая способна полноценно работать с оркестром (что доказано не единожды) при том, что оркестр не живёт своей отдельной жизнью, а является неотъемлемой частью музыкальной темы, работающей на создание мрачной и тревожной атмосферы, чему на Titan сильно способствуют детские хоровые вставки. Детский хор на записи присутствовал впервые, хотя само по себе детское сопрано использовалось уже на The Great Mass. Масштабность происходящего заметна даже по тому, что ввиду большого количества музыкантов, запись оркестровок происходила с разделением на две различные группы. Плюс к этому она происходила поэтапно: в первую очередь записывались струнные и духовые партии, следом перкуссии и только в самом конце детский хор.

Однако у обилия симфонических элементов в композициях есть и свои особенности — темп альбома несколько ниже чем у предыдущего. Это, конечно, ещё не депрессивный монотонный дум, но некая тягучесть и нерасторопность явно прослеживается. Впрочем, отсутствие скорости вполне себе компенсируется композиционной сложностью и красотой. Скажем больше, на этом альбоме оркестровки могут не только выступать в качестве самостоятельных произведений, но и превосходят металлическую музыкальную часть по своей яркости и силе. Кстати, послушать в оркестровом исполнении треки Dogma of Prometheus, A Prototype in Heaven, The First Immortal, Order of a Serial Killer и The Burning можно на бонусном диске The Titan Symphony.

При этом звучит альбом так, что границы между треками достаточно размыты и зачастую с трудом можно понять, где кончается один и начинается другой. И вот это всё один из наиболее спорных моментов альбома: на кого-то категорически навевает скуку и погружает в анабиоз, для других же напротив — возникающее чувство дезориентации во времени является наиболее подходящим для эпохального повествования, торжественного и бесконечного.

Гитары, ударные и вокал записывались уже в студии Devasoundz в Афинах, принадлежащей Фотису и Крису. С записью Фотису помогал его брат Ставрос, в наладке всего остального и подготовке к записи группе помогал Ник Велл из Descending. Интересный факт, что ввиду высокоскоростной техники игры Фотиса ему потребовалось специальное оборудование. В частности, в качестве педали с прямым приводом была использована модель Czarcie Kopyto известного польского бренда, что переводится как Копыто Дьявола. Brutal!

Лирика

За вторую гитару и, что важнее, за лирику отвечает Сотирис Вагенас.

Эволюция – вот ключевое понятие в концепции альбома, и начать следует с того, как титан Прометей вылепил людей из глины, смешав землю с водой. Но кроме известного факта, что он дал людям огонь, не следует забывать и о том, что Прометей в принципе научил людей всему, открыв для них все культурные блага (добычу ресурсов и строительство, сельское хозяйство, мореплавание, астрономию, письменность и счёт и проч.), благодаря чему стали возможны все достижения человеческой цивилизации.

Поэтому первая ассоциация со словом Титан, кроме того, что само по себе слово Титан весьма громкое и сильное, это безусловно его «древние эллинские корни» и «божественный окрас». «Это слово описывает что-то гигантское и хаотичное» говорит Сотирис (и многие тут согласятся, что это довольно точное описание всего альбома в целом).

А вот во вторую очередь Сотирис предлагает вспомнить название одноименной планеты, которая является крупнейшим спутником Сатурна и имеет все шансы для того, чтобы в будущем стать новой Землёй. Несмотря на довольно низкие температуры, эта луна Сатурна обладает плотной атмосферой и на его поверхности доказано стабильное существование жидкости, что в целом похоже на Землю на ранних стадиях её развития. По словам музыкантов, они были «в восторге от того факта, что эта планета может трансформироваться и стать пригодной для жизни». В любом случае мы получаем довольно тесно переплетенные понятия Титана и зарождения новой жизни и нового общества.

При этом Titan – альбом в плане лирики не концептуальный, каждая композиция представляет собой отдельную историю, хотя между некоторыми из них и существует определенная связь. Треки содержат оставленные Сотирисом подсказки и скрытые послания для нахождения взаимосвязей между ними. В итоге альбом полностью оправдывает своё название, являясь мрачным, красивым и величественным многоплановым эпосом о судьбах богов, титанов и людей, и, описывающий путь от зарождения последних, как послушных творений титанов, и в процессе поиска сакрального знания, пришедших к бессмертию.

Треки

War in Heaven (Война на небесах)
Первый трек альбома, основной задумкой которого было передать иллюзорность таких понятий как мир и спокойствие. Всё наше существование — это нескончаемая война за выживание, лишь война реальна и это весьма заметно по тексту песни – в нём, кажется нет ни одного мирного слова, даром, что действо происходит на небесах.

Titan (Титан) и Prometheus (Прометей)
К Титану, как целевой концепции, отсылает в первую очередь конечно же композиция Titan, соответствующие отсылки присутствуют и в треке Prometheus. Как мы уже говорили, Прометей был титаном, что подарил жизнь человечеству, а также вопреки воле богов властителей Олимпа раскрыл человечеству секрет пламени. Частичка этого пламени существует изнутри каждого из нас, и несмотря на то, что род человеческий также, как и титаны познает падение, пламя внутри нас не угаснет. И перед лицом сколь угодно могущественного [божественного] врага, перед лицом тьмы и хаоса, оно поможет человечеству выстоять. Ибо (и тут стоит вспомнить видео на песню Prometheus) ты – это то, что ты поглотил, то, что ты внедрил и оставил в себе. Вбирая в душу гниль, ты будешь гнить изнутри, вбирая в себя пламя Прометея и не давая ему угаснуть, ты станешь подобен бессмертным титанам. И найдёшь новый дом на далёкой луне Сатурна.

Burn (Гори)
Эта композиция повествует о том самом вечном огне, хранящем знание, который Прометей преподнёс человечеству. И здесь снова тот же вопрос, знание – это дар или проклятие? «Это нож, — считает Сотирис, — который ты можешь использовать как инструмент, или оружие. Конечно, можно и порезаться, если очень сильно его наточить. Но проблема — это не знание, а такие факторы как больной рассудок, плохие намерения, неумение принимать решения, отсутствие навыка.»

Prototype (Прототип) и Order of Dracul (Порядок Дракулы)
На первый взгляд оба этих трека могут показаться обособленными от основной концепции. Prototype повествует о некоем прототипе, механической конструкции, оболочке, в которую внедряется системный код, определяющий чувства, эмоции и желания. И о том, как используя их осуществляется влияние на типологию поведения людей и определяется их дальнейшее [богоугодное] поведение.

Order of Dracul же рассказывает нам о небезызвестном правителе Владе Цепеше, известном своими актами массовой запредельной жестокости. И здесь речь ведётся о том, как просто обычный тиран может прикрываясь законом и благими намерениями установить свой порядок, сколь бесчеловечным он бы ни был. И даже объявить себя спасителем, почему бы и нет?

Общего у этих двух треков то, что рассматривается способность (и возможность) единиц повелевать множеством. Проблемы контроля множества людей и подавление воли, навязывание собственных норм и правил, которым в итоге обязан следовать каждый. Довольно знакомые проблемы, не правда ли?

Dogma (Догма)
Продолжая в некотором роде тему управления массами, трек повествует о том, как человек, который перестаёт думать головой, а взамен этому руководствуется лишь догмами, слепо сосредотачивается на неких символичных действиях, на поиске страданий и боли, сделав их смыслом своего мазохистского существования, позабыв (или не задумываясь) об истинном смысле вещей.

Confessions of a Serial Killer (Откровения серийного убийцы)
От слепого следования догмам и до неконтролируемой жестокости недалеко. Дальше хаос, упадок, разрушение. Масштабные войны. Смерть.

Ground Zero (Эпицентр) и The First Immortal (Первый из Бессмертных)
Вот и она, ядерная катастрофа. Серые безжизненные земли, холод. Жизнь на планете уничтожена. Ну так всё к тому и шло. Начали с войны — закончили опустошением. И вот он, единственный выживший, кому удалось пережить этот хаос (победитель? вот уж не думаю), перед ним открыты все пути, у него дар бессмертия, но много ли в этом радости, если кроме тебя не осталось никого?

Костюмы



Фото - http://www.septicflesh.com/ 

Дизайн костюма Сета основан на структуре мышечной системы человека, при этом (за исключением брюшной полости), он выполнен таким образом, что напоминает панцирь насекомого. Некоторые из костей, которые напрямую выходят из мышечной системы, в частности грудную клетку и локтевые суставы, заменили металлическими элементами. Также поступили и с сухожилиями, заменив их латунными стержнями.

Костюм Криса, напротив, состоит из множества различных слоёв. Некоторые из них напоминают обычную паутину или плоть, другие же вызывают ощущение тлена и разложения. Выглядит, как и задумано, довольно-таки пост-апокалиптично.

Иллюстрации

Оформление пластинки по-прежнему вотчина Сета Сиро Антона. Работа над иллюстрациями к Titan заняла у него около 4-5 месяцев. После довольно сложной работы над иллюстрациями к The Great Mass Сет решил подойти к результату с точки зрения минимализма, что, по его словам, было самым тяжелым этапом в работе, так как после успеха предыдущего альбома необходимо было создать что-то абсолютно новое и ещё более впечатляющее, ещё более глубокое. Несмотря на минималистичность черт в его работах присутствует довольно серьёзный уровень сложности в структуре и композиции.

Особо внимательные зрители могут опознать в человеке на фотографиях, использованных для обложки Titan, вокалиста греческой хардкор-рок-метал группы The Darkstar, Konstantinos Papamichalopoulos.

Использование в качестве модели для иллюстраций одного и того же человека, а также общих изобразительных элементов, например, маски, скрывающей персонажа, воды и слёз, также наводит на мысль о единстве изображённых персонажей и понятий, составляющих единую картину повествования.

Насилие, ложь, религиозные догмы, человеческие слабости и его же жестокость и стремление к разрушению et cetera – всё это стороны одной даже не медали, но, пожалуй, некоей абстрактной фигуры со множеством граней (а, как мы знаем, при стремлении граней к бесконечности, фигура приобретает форму шара, считающегося идеальной фигурой). С одной стороны, это символизирует стремление человека к совершенству, к идеалу (к божественности может быть?), а с другой, все эти грани являются довольно-таки сомнительными сторонами человеческой натуры, и возможно ли вообще достижение человеком чего-то большего, нежели он есть (и что такое он вообще есть?) – это тот ещё вопрос. Но зная Сета, вопрос запросто может быть в другом, мы при этом исходим «лишь из собственного жизненного опыта и уровня развития сознания». У каждого из нас не только свой ответ, но и свой вопрос и в этом тоже суть.

Так продвинули ли нас Septicflesh вперёд по тропе познания или ещё больше запутали?

При подготовке данной статьи были использованы материалы из видео Septicflesh — The Making of Titan.