Музыка

На момент создания альбому The Great Mass удалось наиболее точно обозначить суть Septicflesh как группы, как коллектива четырёх авторов (в тот период это Крис, Сотирис, Сет и Фотис), которые имеют общие устремления по созданию впечатляющих и пронизанных тьмой композиций, объединяющих в себе симфоническую музыку и классические инструменты метал-жанра.

Альбом был выпущен на лейбле Season of Mist.



Фото - Jon Simvonis 

Оркестровые и хоровые партии были записаны с пражским оркестром Filmharmonic, а продюсировал и микшировал пластинку Петер Тагтгрен, в целом оказавший большое влияние на звучание этого великого альбома.

При этом оркестр играет немаловажную роль в создаваемых композициях (а мы постфактум знаем, что это сотрудничество, к счастью, затянулось надолго), и поэтому участники группы довольно часто называют его пятым и незаменимым членом их общего творческого коллектива. Ну что ж, добро пожаловать в команду, оркестр!



Фото - Septicflesh  

На этот раз число музыкантов, принимавших участие в записи, превысило 150 человек. Это больше, нежели при записи предыдущего альбома Communion. Было задействовано 8 валторн, 4 трубы, 4 тромбона и 2 тубы (и это только духовых инструментов), множество различных типов перкуссии. Также впервые в записи альбома было использовано детское сопрано и звучание клавесина, что в совокупности с хором придало музыке захватывающий и неповторимый оттенок.

Музыканты использовали множество приемов, заимствованых из 20-го века, словно воссоздавая саундтрек для какого-нибудь ужастика. Тем более, что пражский оркестр Filmharmonic как раз имеет большой опыт работы с кинофильмами хоррор-направления, в частности – такими как Хостел, 7 демонов Эмили Роуз, а также со множеством видеоигр.

При разработке и создании оркестровок для Communion Крис часто ориентировался на определенные тенденции звучания металлических инструментов. В The Great Mass он поступил несколько иначе, начав сочинение симфонической части обособленно и лишь впоследствии совместив её со всем остальным, что позволило другим участникам группы проявить свои идеи, основываясь на уже записанных оркестровках.

В отличие от работы над Communion Крис на этот раз руководил записью оркестровок только через интернет.



Фото - The Great Mass Artbook 

Концепция

Итак, какие же вопросы ставит перед нами лирика этого альбома?

Благословляет ли цель средства её достижения?
Не подобен ли человек божеству, которое уничтожает само себя?
Куда исчезает жизнь после смерти?
Что на самом деле представляет из себя смерть?
А сновидения?
И наконец, возможна ли жизнь без воспоминаний?

Идея альбома сильно завязана на понятии Mass. Так как в английском языке слово имеет сразу несколько значений, это даёт возможность использовать их применительно к смыслу каждого из треков по-отдельности и таким образом связать все воедино, охватывая широкий тематический диапазон и при том складывая фрагменты мозаики в единую картину.

Для начала слово Mass подразумевает под собой классическое музыкальное произведение, например Большая месса до-минор Моцарта, месса си-минор Баха и множество других классических произведений, представленных в форме месс. Это понятие вполне вписывается в концепцию альбома, так как музыка Septicflesh состоит не только из элементов метал-жанра, но и включает в себя также оркестровки и симфонические партии.

Существует и такое определение понятия Mass как литургия, основная литургическая служба в латинском обряде Римско-католической церкви, иными словами – церковный ритуал. Это, в свою очередь, приводит нас к Черной Мессе, которая представляет собой пародию на христианское богослужение, концепция которой наилучшим образом раскрывается в треках вроде The Vampire from Nazareth, где глубокие и неординарные моменты показаны с позиции, ломающей бытующие стереотипы.

Иногда под термином Mass понимается и множество людей, однако, при том, сами музыканты не считают, что этот альбом предназначен для широкой аудитории.

По словам Сотириса, данный музыкальный проект содержит в себе множество загадок, тайн и хаотичных и неоднозначных теорий, и именно это в совокупности создаёт ощущение присутствия чего-то великого, того великолепия, что несет в себе каждая из мистерий и как раз таки раскрывается в названии альбома.

Треки

Поразительно, сколько мировых религий тесно связаны с кровопролитием. Множество подобных элементов можно свободно обнаружить и в христианстве и интерпретировать с различных точек зрения. Данная тематика присутствует в лирике новых песен Septicflesh в виде особых фраз, произносимых на протяжении всего трека и несущих в себе довольно мрачный смысловой оттенок. Всё это создаёт в воображении образ, довольно однозначно напоминающий о христианстве.

1. The Vampire from Nazareth (Вампир из Назарета)
К примеру, в заглавной композиции присутствует фраза «Потому, что кровь есть душа», что наводит на мысли о загадочной природе так называемого Святого Причастия, когда Иисус обращается к своим ученикам с просьбой испить его собственной крови.

В данной композиции можно обнаружить определенную игру слов, использующую символ меча, который сравнивается с традиционным изображением святого распятия. Крестоносцы – это прекрасный образец из прошлого, который достаточно ярко олицетворяет собой всю жестокость той эпохи. Именно они и стали целевой концепцией трека The Vampire from Nazareth, так как сочетают в себе образ священнослужителей благословенных кровей и одновременно жестоких воинов, закаленных в кровавых сражениях. Таким образом, с одной стороны на их обмундировании символ распятия в алых тонах, который опознаётся как рисунок креста, выгравированный кровью, а с другой стороны в их руках крепко сжат клинок, который предназначен для донесения Божьего Света до живущих на земле.

В этой ситуации более всего поражает успешность популяризации конкретной идеи посредством абсолютно противоречивых приёмов и попыток убедить определенного человека в собственной правоте, когда единственным доводом является лишь непогрешимость твоих слов. Совершая в то же самое время поступки, которые в корне не соответствуют тем идеям, которые ты пытаешься распространить. А если копнуть глубже и рассмотреть тенденции развития данного феномена во времени, можно обнаружить множественные свидетельства вампиризма в каждой из религий.



Фото - The Great Mass Artbook 

2. A Great Mass Of Death (Великая Месса Смерти)
Задачей Сотириса было придать данной композиции ощущение, будто здесь присутствует нечто, что находится за гранью жизни. Как можно понять из названия, речь идёт о смерти, величайшей из существующих загадок. Здесь можно обнаружить множество вопросов о том, например, как что-то может появится из ничего, или парадоксов исчезновения существующих форм жизни в небытии. В данном треке предпринята попытка пробуждения сущности, что принято называть смертью. Возможно это звучит слегка парадоксально по отношению к тому, что не имеет материального представления, однако, во множестве известных песен и поэм смерть часто представляется как нечто живое и существующее среди людей. Это олицетворение неизвестности, тайны, которая ожидает в будущем каждого из нас.

3. Pyramid God (Бог Пирамиды)
Одна из нескольких композиций с данного альбома, тесно связанная с тематикой сновидений, которой Сотирис интересуется еще с раннего детства. Трек просто наполнен символическими отсылками, главная из которых – это, конечно, символ треугольника со вписанным в его центр глазом, при взгляде на который может показаться, будто он следит за вами. В том или ином виде этот символ можно увидеть в христианских церквях, в масонских сообществах или даже в древнем Египте. Глаз на вершине пирамиды. В треке присутствует целая подноготная о том, что на самом деле представляет собой этот символ, которому каждый может придать собственное значение, ибо в нашем мире существует множество богов и каждый вправе избрать свое персональное божество.



Фото - The Great Mass Artbook  

4. Five-Pointed Star (Пятиконечная звезда)
Здесь речь идёт о Пифагорейской звезде. Звезда имеет 5 концов: ΥΔΩΡ (Вода), ΓΑΙΑ (элемент, имеющий отношение к стихии Земли), ΕΙΛΗ (Тепло или Огонь), ΙΔΕΑ (Идея, которая является божественным элементом, превосходящим все остальные), и ΑΗΡ (который можно соотнести с Воздухом). Исходя из вышеупомянутых пяти концов, Пифагор предпринял попытку воссоздать особую загадочную карту нашей вселенной.

5. Oceans Of Grey (Океаны горести)
Эта композиция – попытка рассмотреть психологию человека, который полностью утратил воспоминания о своём прошлом. Ситуация, которая обычно рассматривается в рамках амнезии и повествует о том, как нам вновь приходится начинать всё с нуля. Попытка представить, как бы это выглядело, если бы пришлось позабыть абсолютно всё о проделанном в этой жизни, о достигнутых успехах, о трагических моментах, о сокровенных желаниях, и однажды вновь взглянуть на мир, как будто в первый раз, чтобы впоследствии осознать, что всё это очень похоже на смерть. Это ещё одно напоминание о том, насколько важна наша память для спокойного течения жизни.



Фото - The Great Mass Artbook  

6. The Undead Keep Dreaming (И умеревшие могут видеть сны)
В лирике этого трека, который Сотирис называет наиболее близким себе из всего альбома, отображён случай из собственного детства – осознанное сновидение, произошедшее с человеком, который до этого и представить себе не мог о существовании данного явления.

«Я был всего лишь ребенком, которому предстояло «пробудиться», находясь внутри очень необычного сновидения. Здесь я подразумеваю, что мне все-таки удалось осознать, что я продолжаю видеть сон, в то же время находясь внутри самого сновидения. И когда я, наконец, расставил всё на свои места, представив, словно это вполне логично и естественно, я испытал недюжинный страх и попытался по-настоящему проснуться и вернуться назад в свою комнату, в мир живых…

На самом деле существует определенное понимание смерти изнутри сновидения, заключенное в сущности страха. Это странное ощущение, ощущение страха перед смертью. С иной же стороны, я всё ещё нахожусь внутри своего сновидения, а это значит, что, если я продолжаю видеть сон, значит я всё ещё жив. Я хочу сказать, что даже сегодня, когда мне вновь приходится упоминать об этом случае, где-то глубоко в моей душе всё также присутствует мысль о том, что я так и не пробудился, и не покинул пределы того сновидения».

7. Rising (Возвышение)
Здесь раскрывается проблема принятия определенных решений, которые позволяют открыть перед человеком новые возможности и преодолеть различные преграды на его пути. Речь о том, что каждый человек должен иметь собственную систему убеждений и ценностей, которая станет для него главным проводником к мудрости.



Фото - The Great Mass Artbook  

8. Apocalypse (Апокалипсис)
Человек — это разновидность божества, которое занимается самоуничтожением. В некотором роде он подобен ученику чародея, который получил доступ к тайным знаниям, но, обладая ими и пытаясь их применить, не в состоянии их контролировать и управлять своими силами.

9. Mad Architect (Безумный архитектор)
Вся композиция представляет собой лабиринт, который должен напомнить о том, что каждая из ошибок, допущенная в прошлом, приводит нас к хождению кругами: мы вновь возвращаемся к исходной позиции и допускаем абсолютно идентичные просчеты, заставляя себя повторять эту последовательность действий снова и снова. Это попытка размышления над концепцией безумия, попытка понять, что есть безумие на самом деле. Безумец уверен, что именно его картина мира и образ жизни являются реальностью. В реальности же мы наблюдаем процесс создания стен вокруг себя, которые являются всего лишь воображаемыми конструкциями больного рассудка, но для самого безумца они представляются единственной допустимой реальностью. Именно так и происходит изоляция сознания от тех картин реальности, которые не совпадают с теми, что генерирует наш разум. Это весьма эгоцентрично. И это повод поразмышлять над тем, что побуждает человека ограничивать себя в восприятии вещей из окружающего мира.



Фото - The Great Mass Artbook  

10. Therianthropy (Териантропия)
Тут мы можем наблюдать некий выход за границы ранее представленного тематического направления в лирике. Ибо где-то глубоко внутри человеческие существа представляют из себя проекторы отдельной реальности, и поэтому существует множество различных проекций на вещи, которые изначально несут в себе одинаковый смысл для каждого человека.



Фото - The Great Mass Artbook  

Обложка



Фото - Seth Siro Anton 

Заглавная иллюстрация обложки показывает нам Бога, уничтожившего себя изнутри. Бога, что был уничтожен своим собственным сотворением, а именно руками человека, ведь мы привыкли рассматривать человека как нечто ничтожное по сравнению с ним. Что же касается религии, то её главной задачей является одурманивание людей, что в свою очередь служит интересам исключительно самой религии и является причиной того факта, что она постепенно начинает терять своих последователей.

Первым ощущением при взгляде на обложку может стать диссоциация, вызванная многообразием деталей: элементы Египетских и Шумерских зарисовок соседствуют с различными современными формами абстрактного экспрессионизма, и это, безусловно, может вызвать некоторую неопределенность.

Если же абстрагироваться и взглянуть на неё с чисто композиционной точки зрения, то можно отметить, что композиционно — это фигура с тремя гранями. Потому как эта фигура создает собой атмосферу глубины, агрессии и напряжения, и данная иллюстрация — как раз попытка объединения этих эмоций внутри композиции подобной структуры через особое средоточие, включающее в себя образы Бога и Человека.

Позиционирование образа Бога как центральной фигуры на холсте передает собой всю его слабость, что довольно трагично и вместе с тем иронично. Всемогущее создание всеми способами пытается избежать собственной смерти. Эта обложка показывает каннибалистический характер образа божьего творения — человека, который «плоть от плоти его» и при этом поедает части своего носителя, дабы в конечном итоге достигнуть его сердца. Некоторые из элементов его тела, к примеру определённые части головы, значительно искажены, чтобы передать острое желание переродится в нечто совершенно иное.

Существует также второй вариант обложки, который представлен гораздо менее замысловатой иллюстрацией.



Фото - Seth Siro Anton 

Работа в студии

Запись альбома проходила в личной студии Devasoundz, принадлежащей Фотису и Крису. Подход Septicflesh к сочинению материала довольно нестандартен, по сравнению с основной массой музыкантов. Обычно сначала записывается основная музыка коллектива, и только потом проводится разработка хоровых и оркестровых пассажей. Однако Septicflesh работают полностью наоборот. Чтобы не затягивать с записью, работы начинаются сразу с хоров и оркестровок, которые сочиняются Крисом, или различных идей в том же русле, предложенных остальными участниками группы.

Наличие собственной студии позволило Фотису как отвечающему за ритм-секцию вволю поэкспериментировать с настройкой инструментов, которая слегка отличается от предыдущего альбома Communion. В отношении среднетемповых и медленных композиций он использовал пониженные настройки с целью достижения более массивного и плотного звука. В случае же с более быстрыми и техническими композициями общий уровень звучания был значительно выше. В целом, запись ударных заняла всего 5 дней, так как этого срока оказалось вполне достаточно, чтобы обрисовать все имеющиеся идеи и чтобы не пришлось записывать ударные партии отдельно или работать с каждым треком индивидуально.

Раз уж речь зашла про Фотиса, то нельзя не упомянуть и hellblast – технику, которую он использовал на протяжении многих лет, находясь под впечатлением от успехов профессиональных музыкантов, к примеру Horacio El-Negro Hernandez, у которого Фотис почерпнул множество идей и приемов работы с ударной установкой.

Безусловно, важную роль в получении плотного и всеобъемлющего звука в процессе сведения альбома играет Питер Тагтгрен, с которым группа сотрудничала во время своего пребывания в Швеции. Именно это позволило достигнуть гармонии и баланса в звуке каждого инструмента и добиться наилучшей комбинации классических и тяжелых инструментов. По словам членов группы, Питер «очень необычный человек, которого нечасто увидишь с улыбкой на лице», и именно поэтому они распознали в этом мрачном парне человека, «который бы взял на себя ответственность за создание этой погибельной мессы, за построение этой смертельной святыни».

Так в итоге и получилось это музыкальное полотно монументального звука для черной мессы, рождённое в алхимическом союзе экстремальной тяжелой музыки и зловещих симфоний.

И если каждая из дорожек, проложенная воспоминаниями, ведет к тому, что мы однажды прошли и потеряли, не будет ли это означать, что само существование этого момента уничтожено навсегда словно он никогда и не существовал?



Фото - metalnewz.com 

Septicflesh в Москве | 1930 Club | 11.10.2019

Греческий экстремальный метал ждёт посетителей клуба 1930 11 октября – это Septicflesh возвращаются в Москву. В свой прошлый приезд группа...
       26.08.2019     11:40    531

При подготовке данной статьи были использованы материалы из видео Septicflesh — The Making of Great Mass