Rush – 2112

В середине 70-х Rush были опасно близки к тому, чтобы от них отказался лейбл. Альбом Fly By Night может и привлек к ним внимание фанатов хард-рока, но любовь музыкантов к прогрессивной музыке не делала их популярными на радио. Представители лейбла настаивали на том, чтобы группа создала материал, подходящий для радиоэфира. Альбом 2112 не смог взобраться на первые строчки чартов, но представил миру будущую культовую команду.

Не желая идти на серьезные компромиссы, Rush написали 20-минутную песню о том, что нужно следовать за своим сердцем, и рассказали в ней историю о человеке, который решает заниматься музыкой, несмотря на недовольство высших властей Сиринкса. Этот альбом мог бы стать карьерным самоубийством, но послание, что не нужно сдаваться на милость властей, понравилось фанатам и привело к росту популярности пластинки.

Fleetwood Mac – Rumours

После десятилетия существования в качестве пристойной блюз-группы Fleetwood Mac образца 70-х стали совершенно другой формацией. Привлечение к работе Стиви Никс и Линдси Бакингема помогло сместить фокус и посмотреть в сторону мейнстрим-рока. Их одноименный альбом привлек внимание публики при помощи таких песен, как Rhiannon и Say You Love Me. А следующий релиз изменил для группы решительно все.

Во время записи Rumours Бакингем и Никс разошлись, а супруги Макви проходили через бракоразводный процесс. Конечно, личные переживания музыкантов не могли не сказаться на творчестве. В итоге Rumours стал самым эмоциональным и откровенным альбомом Fleetwood Mac, подарив миру Go Your Own Way, The Chain, Don’t Stop и другие культовые треки.

The Who – Who’s Next

Завоевав рок-сцену с Tommy, The Who планировали закрепить успех со следующим альбомом. Формат рок-оперы был на тот момент инновационным, и Пит Таунсенд планировал вывести следующий проект на новый уровень. И хотя в голове музыканта уже была конкретная идея, ее воплощение оказалось не таким простым. Пытаясь донести до остальных участников группы свою концепцию, Таунсенд чуть не заслужил нервный срыв.

В итоге о рок-опере забыли, но Who’s Next родился на основе того, что было задумано для первоначального проекта, и это особенно слышно в песнях Getting in Tune и Baba O’ Riley. И хотя все участники выложились по полной, правила игры изменили синтезаторы, которые придали альбому слегка роботизированное звучание и как будто отправили релиз в космос. А песни вроде Behind Blue Eyes заслужили статус культовых.

Bruce Springsteen – Born to Run

Брюс Спрингстин нуждался в настоящем чуде, которое позволило бы ему выйти на новый уровень. Хотя его и провозгласили будущим рока в прессе, его репутация подражателя Бобу Дилану повесила на него определенный ярлык, и как бы он ни старался, добиться заметного результата ему не удавалось.

Хотя Born to Run по своей природе не является концептуальным альбомом, каждая песня на нем демонстрирует желание Спрингстина вырваться из своего маленького городка и увидеть, что ему может предложить остальной мир. Музыкант рассказывает истории людей, которые оказались загнаны в угол. Их жизнь непроста, но это не значит, что они не смогут ничего добиться.

Такие песни дали надежду целому поколению и помогли Спрингстину пойти по пути, который в итоге привел его к международной славе.

David Bowie – The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars

Традиционный рок-н-ролл 60-х стал немного затухать. Эра Джима Моррисона и Мика Джаггера прошла после смерти фронтмена The Doors и трансформации The Rolling Stones в нечто иное в новом десятилетии. В 60-х было достаточно психоделики, но Боуи в 70-х отправил слушателей на новую планету.

Создав образ глэм-рок инопланетянина, Дэвид Боуи породил персонажа по имени Зигги Стардаст, который позволил ему воплотить в жизнь его фантазии. В его вымышленном мире Земле осталось всего пять лет, а спасти человечество мог только Зигги. Альбом в свою очередь вернул блюзовые традиции и даже предвосхитил панк-движение. Если абстрагироваться от сказочной концепции, пластинка является комментарием на тему того, что может сделать с человеком слава.

В общем и целом, даже несмотря на свою популярность, Боуи никогда не был поп-артистом. Он был не для всех, и в этом нет ничего плохого.

Ramones – Ramones

В 70-х уже завоевавшие свое место под солнцем рок-звезды были на практически недостижимом уровне, и пришло время вернуть рок к его гаражным корням.

Хотя Ramones никогда не считались самыми талантливыми музыкантами в мире, их дебют дал старт новому ответвлению рока, которое базировалось на мощных припевах. Их песни имели продолжительность буквально в пару минут, и это вдохновило многих впервые взять в руки гитары. Джоуи Рамон не выглядел как типичная рок-звезда, но его голос был узнаваемым и побуждал фанатов подпевать.

Если Sex Pistols и считались самыми модными панками, Ramones стали олицетворением жанра по другую сторону Атлантики. Рок не всегда был о том, чтобы стать богами, и эти парни из Квинса тому доказательство.

Van Halen – Van Halen

Конец 70-х был очень непонятным временем для рок-музыки. Хотя панк и набирал обороты, остальные жанры никуда не делись. При этом также зарождались диско и новая волна. Хард-рок команды могли бы почувствовать себя потерянными, если бы не ребята из Калифорнии, которые разожгли его огонь очень ярко.

Дебютный альбом Van Halen познакомил мир сразу с двумя легендами – Эдди Ван Халеном и Дэвидом Ли Ротом. Пока второй демонстрировал навыки идеального фронтмена, первый заряжал песни роскошными гитарными партиями и создавал компактные симфонии. Хотя это все еще был хард-рок релиз, он сильно отличался от всего, что делали предшественники. На смену мрачной эстетике пришли веселые композиции, идеально подходящие для шумной вечеринки. Van Halen с их одноименным альбомом проложили дорогу для многих представителей «волосатого» метала, который будет популярен в следующее десятилетие.

Black Sabbath – Black Sabbath

В 70-х у металла еще не было настоящего имени. Конечно, существовали команды, у которых была тяжелая сторона, даже у The Doors и Джими Хендрикса, но никто еще не углублялся в эту сферу. Первыми, кто сделал шаг в нужно направлении, стали Black Sabbath с их дебютным альбомом.

С первых нот титульного трека этот релиз показал нечто куда более тяжелое, чем The Rolling Stones и The Who делали в то же время. И хотя голос Оззи Осборна легендарен, ключ к тяжести – это риффы Тони Айомми. Тексты также сильно отличались от всего, что создавалось раньше, играя с табуированными оккультными темами, в частности, с идеей любви Люцифера и человека. В то время это напугало многих родителей, но никто не собирался делать из их детей сатанистов. Одноименный альбом Black Sabbath в свою очередь стал началом пути тяжелого металла в мейнстрим.

Led Zeppelin – Led Zeppelin IV

С 1968 года Led Zeppelin заменили The Beatles на пьедестале крупнейшей группы мира. Возродившись из пепла The Yardbirds, риффы Джими Пейджа дали слушателям превью того, каким будет музыкальный мир 70-х еще до начала десятилетия. Когда группа подошла к выходу четвертого альбома, их блюзовая составляющая заметно трансформировалась.

Хотя в основе песен When the Levee Breaks и Black Dog все равно лежит блюз, тон уже совсем другой, Пейдж переворачивает риффы вверх ногами, а Плант добивается своего статуса «златокудрого Бога». Именно этот альбом содержал восьмиминутный шедевр Led Zeppelin Stairway to Heaven, отправлявший слушателей в необыкновенное путешествие. Дальше группа будет становиться только сильнее и масштабнее, но в этот момент их звучание наконец заняло свое место в истории музыки.

Pink Floyd – Dark Side of the Moon

Еще до начала 70-х Pink Floyd пережили куда больше, чем многие другие команды, в частности потерю брата и друга Сида Барретта, ушедшего из группы. И если Echoes помог группе вернуться в строй, их следующий релиз по-настоящему зацементировал место Pink Floyd в пантеоне рок-богов.

Dark Side of the Moon показал, почему ушел Барретт, а лирика сфокусировалась на жизни и на том, что может свести человека с ума. Каждая песня покрывает определенный аспект жизни, который никто не в состоянии контролировать. Дэвид Гилмор и Роджер Уотерс всегда пытались поднимать в композициях самые важные вопросы, отказываясь оставаться в заложниках своего разума. Если The Beatles доминировали в 60-х, то 70-е стали эрой Pink Floyd.