К 1993 году Depeche Mode были на коне. В 1990 году вышел их альбом Violator, который просто смёл армию скептически настроенных к DM личностей, прибавил море новых поклонников и продался огромным тиражом. Затем последовал мировой тур World Violation, который также был очень успешным, но после которого определённо многое изменилось.

В результате длительного перерыва, резкой смены образа жизни Дэйва Гаана (не в лучшую сторону), растущего недовольства работой в группе Алана Уайлдера, алкоголизма Мартина Гора, депрессии Энди Флэтчера и много чего ещё запись следующего альбома проходила гораздо сложнее, чем раньше. Дэйв запирался у себя в комнате, где принимал наркотики и рисовал, и мог несколько дней не появляться в репетиционной, Мартин был довольно замкнутым, Алан продолжать совершенствовать свои музыкальные и технические навыки, но удовольствия от работы в группе уже почти не получал. Вдобавок сложности усугублялись тем, что группа не хотела повторять формулу своего главного альбома и решила сменить звучание.

Дэйв в то время очень увлекся гранжем и альтернативным роком и буквально навязал этот путь группе, хотя поначалу не все были этому рады. Но в результате они смогли найти баланс: как совместить всё это со своими новыми идеями смешать в своих композициях блюз и госпел и одновременно сделать их узнаваемыми как песни Depeche Mode. В итоге получился альбом Songs Of Faith And Devotion, который радикально отличался от наследия группы. Поначалу такой шаг отпугнул многих поклонников, однако со временем практически все приняли эту перемену. Ещё бы, ведь здесь был ворох великолепных песен, таких как I Feel You, Walking In My Shoes, Higher Love, Rush, Condemnation – да и весь альбом был переполнен эмоциональными перегибами и надрывностью, и ты понимаешь, что это настоящее, не показное. Сейчас многие поклонники группы считают этот альбом вершиной Depeche Mode, и это вполне заслуженно.

SOFAD пользовался большим успехом, и в его поддержку группа поехала в масштабный и даже помпезный тур, который в итоге растянулся на целых два года и сильно изменил группу. Итогом стал уход Алана Уайлдера в 1995 году, усугубление героиновой зависимости Дэйва, а также его три клинические смерти, а затем длительное восстановление, личные проблемы Мартина Гора и усугубившаяся депрессия Флэтча. Многие думали, что группе конец. Однако они смогли снова собраться и с помощью приглашенных музыкантов буквально выстрадали альбом Ultra, после чего постепенно восстановились и стали снова писать альбомы и ездить в мировые туры. Но это уже совсем другая история.

В 1993 году, во время разгара тура, постоянный соратник-визуализатор группы Антон Корбайн снял концертное видео под названием Devotional – A Performance Filmed by Anton Corbijn. В этом концерте запечатлена группа на пике её возможностей. Несмотря на не слишком обширный треклист, композиции подобраны очень сильные: Higher Love, I Feel You, Never Let Me Down Again, Rush, Condemnation, Judas, Mercy In You. Некоторые из этих композиций они вживую больше не исполняли. Не обошлось и без вечных хитов, таких как Enjoy The Silence, Personal Jesus, Stripped, World In My Eyes и Behind The Wheel. Некоторые треки были удачно переработаны для концерта: I Feel You имеет длинное интро из ремикса Брайана Ино, World In My Eyes была немного утяжелена, и ускорена Everything Counts. Антон Корбайн также занимался оформлением сцены, и ему удалось перенести своё странное видение в эту область. Визуально всё оформлено весьма мрачно и даже местами ритуально: двухэтажная сцена и несколько больших экранов, очень атмосферное вступление Higher Love с громом и молниями, эффектный видеоряд с силуэтами участников группы на I Feel You, рука, снова и снова рисующая слово «Stripped» во время исполнения одноименной песни.



Фото - Anton Corbijn 

Чтобы избавиться от статичности и разнообразить исполнение, во время исполнения некоторых композиций за ударные садился Алан, Мартин выходил в центр с гитарой, и иногда помогали две бэк-вокалистки. Эффект от этих перемен сугубо положительный, и воспринимается это весьма естественно. Дэйв же разошелся не на шутку и был очень активен; во время кульминации In Your Room он даже устраивал стэйдждайвинг. Он будто старался прожить каждую песню, и, наверное, во-многом по этой причине в целом концерт воспринимается как слишком мрачный и давящий, и он стоит особняком от остальных концертных видео группы.

Лично мне больше всего запомнилось исполнение In Your Room (к большой радости, сыгранная в альбомной, а не сингловой версии), которое поистине обладает сокрушающей мощью, а также Condemnation, Higher Love, Stripped, Walking In My Shoes, I Feel You и World In My Eyes. SOFAD является одним из моих любимых альбомов у DM, и, по моему мнению, песни с этого альбома сыграны потрясающе, и никогда после они не исполнялись лучше. Возможно, такое впечатление складывается потому, что у Depeche Mode ещё были свежи чувства, которые они испытывали при написании этих песен, и поэтому они без особых усилий перенесли эти эмоции и драйв на сцену. Да и просто они ещё не успели им надоесть.

Devotional – это уникальный период в долгой карьере Depeche Mode, и этот концерт рекомендуется к просмотру всем поклонникам группы, поклонникам электронной музыки, а также людям, любящим мощные и атмосферные живые шоу.

P.S.: К десятилетнему юбилею релиза была выпущена DVD-версия, которая дополнительно содержит много «вкусностей», таких как несколько песен, не вошедших в VHS-версию (Halo и Policy Of Truth), отдельный видеоряд с экранов, промо видео той эпохи, фотографии из буклета тура, интервью Антона Корбайна, а также документальное видео «Depeche Mode Rockumentary» от MTV, которое раньше выходило отдельно.