В момент, когда ваши мысли бродят беспризорниками вдоль борозд головного мозга, и вы забываетесь, вряд ли вас посетит непреодолимое желание записать звук клацающей в ритм любимой песни челюсти…. а вот теперь вам для затравки вопрос: как звучит ваш зуб? Не думайте долго — попробуйте поднести диктофон хотя бы к своему резцу. Возможно это станет началом великой симфонии.
Кажется, я морочу вам голову? А вот и нет. На одной с нами земле живет человек, которому по силам создать полноценное музыкальное произведение с помощью, казалось бы, совсем не мелодичных вещей, хотя кто-то давно сказал, что музыка — это не жанры и ответвления. Это большой единый органический поток, направленный на достижение гармонии, и у каждого она своя.
Роджер Уотерс известен тем, что дал свинье крылья, а вот Мэттью Херберт раздел ее и записал каждый момент с помощью профессиональной аппаратуры. Дикость? Искусство? Му-зы-ка!
Документальная лента Энрике Санчеса Ланша подтверждает теорию о том, что весь мир издает звуки, и выбор только за человеком, в какой из них вслушиваться.
В фильме демонстрируется монолог, который открывает нам целый шлейф запрятанных от человеческого восприятия созвучий — например, как звучит тишина в самолете при турбулентности, когда даже первый класс замолкает в оторопи? Или тишина перед самым первым в жизни поцелуе? Или когда во время прогулки по лесу ты слышишь зверя в кустах и замираешь, чтобы не спугнуть его?
Все это глобально можно назвать моментом, но мало кто даже близко себе представляет, что где-то в скандинавской чаще по лесу идет человек со сверхчувствительным микрофоном, а идет он вслед за стволом огромной свежеспиленной сосны, которую волочит трактор.
Мэттью Херберт — настоящий коллекционер подобных моментов, способный извлечь джаз даже из продуктовой тележки. Для одного из своих произведений, например, ему пришлось отслушать 3500 укусов яблока.
Помните известный «Необыкновенный концерт» в кукольном театре Образцова? В его программе был номер с авангардной музыкой в исполнении квинтета «Балябадалям-69»: его участники играли на бочке от унитаза и выпускали из мешка ревущего кота. А называлось это «квантомузыкальная конструкция «Мироощущения». И вот в 21 веке мы стали свидетелями того, как гениальная метафора перешагнула границы театральности и стала абсолютно реальной благодаря лишь одному мозгу, в чьих бороздах тоже свободно перемещаются мысли. И есть лишь одно отличие: никому до него не пришло в голову положить тромбон во фритюр и записать его шкворчащий корпус.
«Симфония шума» — это кино о том, что звук так же органичен, как шаг с кровати. Для музыки не так важны придуманные цивилизацией инструменты, как те, что нам щедро пожертвовала природа. И в ней правды гораздо больше, чем в чем бы то ни было.
Международный фестиваль Beat Film Festival пройдет в Москве в офлай-кинотеатрах и на онлайн-платформе Кинопоиск HD с 2 по 20 июня. Расписание и билеты на кинопоказы доступны на сайте мероприятия.