Есть группы, которые нравятся почти всем. Они изначально рассчитаны на охват большой аудитории. А есть те самые, которые, как любят шутить, «широко известны в узких кругах».  И Atlantida Project были такими: играли этно с примесью электроники и называли результат  киберфолком.

Честно признаться, до коллаборации с Noize MC я даже не пыталась их слушать — кривила лицо и гундосила: «Это же фолк!».  За пару недель до ухода из жизни вокалистки, Саши Соколовой, интернет-пространство «порвал» клип на трек Иордан. Саша умерла в сентябре 2015 года после продолжительной борьбы с испепеляющей онкологией, но её главное детище, группа Atlantida Project, всё ещё живёт. Стараниями Сергея Зязина и всех неравнодушных с краудфандинговой площадки Планета.ру 8 декабря 2016 года выпущена посмертная пластинка, получившая название, свойственное тематике Атлантиды — Bezdna. Пожалуй, стоит заглянуть в неё…

Начну с того, что альбом  Bezdna «многослойный», отнюдь не поверхностный, наполненный аллегориями и метафорами. Поражает то, как, к примеру,  в песню про отнюдь не абстрактные танки вплетаются философские размышления о тщете сущего, а под конец композиции сидишь ошарашенный и не понимаешь: почему танки?  Раз за разом переходя от чего-то вполне осязаемого (Красная королева, Ничего нового) к метафизическому и обратно  в текстах, Саша водит по незримому лабиринту, в котором ты плутаешь, а потом тебе доставляет удовольствие по закоулкам разума.

Открывает альбом заглавная песня, Бездна. Раскатистый гул рога и не то гитара, не то ситар, в который вливается тягучий вокал. Начало положено, и далее нас знакомят с довольно удачной  перепевкой индийской композиции, Бхавани дайани (послушайте оригинал и сравните с кавером!).  Звучание в версии Атлантиды гораздо более строгое и отрешённое, не такое слащаво-мурлыкающее.  Для меня это звучит, как сталь против масла. Ритмичное и качающее вступление Красной королевы продолжает речитатив из фраз, на взгляд неискушённого обывателя, не связанных между собой. Но вот заканчивается куплет, и в припеве начинается то, за что Atlantida Project прочно осядает в голове.  Слова подобрать сложно — они не вмещают эмоции. Мурашки по коже, вспышка, космос, поток мощного заряда энергии.

Далее следуют два трека в сотрудничестве с Иваном Алексеевым. Ничего нового это переосмысление Говорящих голов из альбома Нойз Hard Reboot 2015 года. Осталась канва песни, в которую Саша внесла совершенно другой смысл, наполнив сюжет постапокалиптическими  и мифическими артфактами вроде драконьей кожи и единорогов. Сергей Зязин также постарался: вместо характерного преобладания гитары в нойзовской аранжировке на передний план выходит синтезатор. Третья совместка, Гвозди,  была представлена у Noize MC на лонгплее Царь Горы, о котором я уже писала. Повторюсь, что дуэт Саши и Ивана кажется взаимодополняющим и оттого гармоничным.

Следом нас обдаёт Ледяным дыханием, один из куплетов к которому Саша написала прямо в онкологической клинике. Уже различается чувство отрешённости и принятия, словно есть часть альбома «до», а есть  — «после». И вот это «после» есть и в Танках, и в Спокойствии, и в Тонкой грани.  К слову, Тонкая грань длится семь минут, это самая длинная композиция на пластинке.

Про Китов не могу ничего сказать: песня не запоминается, не цепляет ритмом, являясь перебивкой и подготовкой к последним двум трекам.  Чистое зло является не тем произведением, которым кажется из названия. Это красивое пейзажное повествование с чистым ритмическим рисунком:  аранжировка равномерна на протяжении всех трёх с лишним минут (ни одного мощного риффа!).

И вот перед нами двенадцатый трек. После 38 секунд молчания и имитации потрескивания костра вступает Сашин голос: «Мы здесь, мы здесь  / Мы столпы дыма, языки костра«.  Песня про очищение через огонь и перерождение неслучайно оказалась последней: певицу после ухода из жизни кремировали.  Как это принято считать в индуизме, который был близок Саше, это делается для того, чтобы душа смогла высвободиться из тела и переродиться. И Мы здесь — как раз та самая надежда на реинкарнацию и мощный финальный аккорд  Бездны.

Замечу, что, на мой взгляд, самыми удачными на альбоме по ритмической форме стали Красная королева, Ледяное дыхание и Северный ледовитый океан. По тексту — дуэты с Noize MC (Ничего нового и Гвозди). В целом, поэтическая составляющая является отнюдь не типичной для эстрадного жанра и всё больше походит на притчу, фантасмагорию или мантру с её цикличностью и повторами.

Это та самая музыка, которую нужно чувствовать телом и двигаться «без единой мысли«, как пела Саша. Группа весьма органично занимает нишу, в которой существует. Почему существует? Почему не прошедшее время? «Все мы сто пудов вечны«, — говорила Саша.  По крайней мере, в формате mp3 точно.

Ом.