Роккульт: Дмитрий, привет! Я послушал новейший трек Pagan Reign — Art of the time — это заглавный трек нового альбома, который также называется Art of the time (альбом официально выходит 1 декабря на лейбле Yarko Music Production в России и во всем мире, и Red Rivet Records в Японии — прим.). Я ничего не напутал?

Дмитрий: Илья, здравствуй. Трек одноименный с названием будущего альбома Art of the time, но, несмотря на название, трек не раскрывает всего альбома — песни получились весьма разнообразные.

Роккульт: Лично мне трек Art of the time очень понравился. Особенно интересно звучит чередование типично блэкового чеса с медленными сдвоенными мелодичными гитарами, с вокальным речитативом на их фоне — мне показалось, что это звучит в духе doom-death 90х.

Дмитрий: Да, песня Art of the time действительно оказалась скорее эдакой doom-black, плюс славянская мелодика в ней смешивается с некоторыми готическими нотками — это хорошо слышно в медленных моментах и в финальной части, когда мандолины и флейты чередуют мажорные и минорные гармоники.

Роккульт: Я вижу, автор трека Art of the time — ты?

Дмитрий: Основу песен в Pagan Reign мы сочиняем вместе с Павлом «Ореем» (гитара, вокал — прим.), и это происходит по-разному. Иногда Орей начинает играть пару заготовленных тем, а я их подхватываю и развиваю, а иногда — наооборот. Финальную массу аранжировок уже в конце работы над треками сочиняю я.

На новом альбоме мы продолжили развитие своей музыки в техническом плане в сторону мелодичного death- и black-metal, плюс в нем будет много цепляющих мелодий. Ну, и классическое для Pagan Reign разноголосье на ритм- и мелодических гитарах.

Роккульт: Дмитрий, ты сказал про трек Art of the time, что он «не раскрывает всего альбома». Можешь сказать поподробнее — что это за «искусство времени»?

Дмитрий: Это очень глубокая мировоззренческая концепция. Вкратце: смысл в том, что искусство или творчество человека в целом — это всегда акт созидания, рождение чего-то нового. Время устроено циклически, и в умах людей разделено на некие значимые для каждого из нас моменты. Искусство запечатляет эти этапы духовной жизни с помощью материальных носителей: будь то музыка, картина, архитектура, символика и так далее. И, таким образом, искусство замораживает время в определенном моменте — то есть, это некий отпечаток конкретного момента.

Также, творчество имеет, с другой стороны, и прямое влияние на будущее — это вещи взаимосвязанные. Язычник не верит в судьбу, как некий неизбежный рок. Своими действиями мы изменяем судьбу и время в котором живём.

Роккульт: В пресс-релизе к готовящемуся альбому у вас сказано: «Обращение группы к древнейшим архетипам оккультной философии индо-арийской працивилизации». Тут я вижу смешение сразу нескольких исторических, культурных и мировоззренческих позиций. И свести эту мозаику в одну картину мне лично непросто…

Дмитрий: Для меня нет существенной и принципиальной разницы в языческой традиции индо-европейских народов. Есть разные названия богов, особенности ритуалов, но всё же мифологическое и мировоззренческое единство взглядов на правила жизни и взаимодействие с Родом (я имею в виду не только бога Рода, а вселенную в целом, и род как «свой народ», то есть — более широкое понятие) и окружающим миром — едины.

Роккульт: Дмитрий, лично у меня термин «оккультизм» вызывает неприятные ассоциации, прежде всего, с мистическими традициями мировых религий, ближневосточных по происхождению — не близких славянскому мировоззрению.

Дмитрий: Оккультизм это, естественно относительно новое и клишированное понятие: в пресс-релизе слово оккультизм использовано для упрощения. Это скорее взаимодействие с архетипами древности при помощи магии музыки и, в нашем случае — слова.

И если тебя это зацепило, значит оно того стоило ! (смеется). Если серьёзно, то в текстах песен этот термин не встречается. Но и само слово язычник — рagan, сейчас используется как некий негативный, с точки зрения этих религий, термин. Но есть в этом некий протестный смысл, и это нам нравится.

Роккульт: Против чего направлен этот протест в понимании коллектива Pagan Reign?

Дмитрий:  Протест против «чуждой нам религии» во всех смыслах. И в культурном, и в психологическом, и в мировоззренческом. Собственно, славянское духовное наследие я не считаю религией, это скорее свод правил: как надо поступать самому, и чего делать не стоит. Также, это отпечаток духовности народа, приобретённой в результате собственного исторического опыта и наследия. В первую очередь, это такие понятия, как: отчий дом, семья, родная земля и заветы пращуров наших. Я говорю о духовности приобретённой, а не «привитой извне», как инородное тело.

Роккульт: Дмитрий, если я правильно понял из пресс-релиза, Pagan Reign делали перерыв в творческой деятельности на целых 13 лет: с 2006 по 2019. С чем связан такой огромный разрыв, и, главное, что дало вам силы снова вернуться в строй?

Дмитрий: Группа Pagan Reign прекратила концертную и студийную жизнь в 2007 году в связи с тем, что на тот момент мы с Ореем после окончания Тверской медицинской академии не смогли полностью отказаться от своей профессиональной карьеры врачей. У нас элементарно не было средств на жизнь. Все доходы от творчества забирал наш (на тот момент) лейбл Sound Age и своей собственной репетиционной базы, а тем более — студии, у нас не было.

В то же время, мы получали прекрасные отзывы от лейблов международного уровня. В частности Century Media отметили, что «Pagan Reign исполняют великолепную музыку», но они с «российскими группами не работают».

Кстати, альбом Pagan Reign Твердь в 2006 году мы записали на деньги нашего американского фаната и спонсора из No Cross Management. На тот момент уже шли переговоры с Napalm Records и рядом других немецких лейблов по поводу издания альбома Твердь. Шеф «напалма», в итоге, сообщил, что нам «не хватает женского вокала».

В 2006 году были планы по выступлению Pagan Reign на RagnarokFest (фестиваль языческой метал-музыки, проходящий в Германии с 2004 года), но предложение съездить за свой счёт в Германию мы отклонили ввиду отсутствия каких-либо средств. Потом, уже после нашего распада, этой же дорогой пошла Аркона (известнейшая российская фолк-металлическая группа — прим.) и они молодцы. Знаю прекрасно, чего это им стоило, особенного эти первые туры в Европе.

Затем, в 2016 году я созвонился с Ореем, и мы начали сочинение нового материала. И в декабре 2018 года уже вышел пятый полноформатный альбом Pagan Reign Once Again.

Альбом тематически, помимо идеи возрождения языческого мировоззрения, как раз связан и с моментом возвращения нашей команды. Once Again был издан совместно с японским лейблом Red Rivet Records и имел большой успех в Японии, благодаря чему в декабре этого года Pagan Reign едут в тур в Японию в качестве одних из хедлайнеров — совместно с Týr и Einherjer.

Также альбом Once Again получил множество положительных отзывов по всему миру. В России, кстати, рецензий практически не было, хотя охват по соцсетям был довольно обширным — но для нас это не новость. А под «перерывом в 13 лет» имеются в виду годы, прошедшие с момента последнего выступления Pagan Reign на сцене.

Роккульт: Что на твой взгляд изменилось на российской метал-сцене за последние годы?

Дмитрий: Лично мне кажется, что все стало намного хуже. Сейчас металл повсеместно в упадке. Причём, если раньше в метал-сообществе было очень много фанатов и альтруистически настроенных идейных людей, то сейчас всё скатилось в некую индустрию и попытки выжать из музыкантов последние сбережения. И возврат Pagan Reign к активной творческой жизни базируется исключительно на нашем желании творить и попыток хоть немного изменить этот мир к лучшему.
У нас нет цели понравиться всем и стать мейнстримом. Для этого явно нужно менять стилистику, особенно живя в России.

Сейчас мы можем выпускать качественную, «цепляющую» музыку, при этом окупая наши вложения — и это вполне нас устраивает. Благо нам есть что сказать и сыграть, а аналогов группы Pagan Reign нет! Плохо это или хорошо — решать слушателю. Мы видим интерес к тому, что делаем и это нас воодушевляет!

Мировоззрение моё также усложнилось и стало многоуровневым. Изменилось отношение к миру: если раньше я был просто оптимистом, то сейчас оптимизм приправлен здравым реализмом и щепоткой цинизма для остроты ощущений.

Роккульт: Отлично! Дмитрий, расскажи немного о нынешнем составе Pagan Reign: кто в нем присутствует из основателей группы, кто ушел, и почему?

Дмитрий: Группу основали Орей (гитара, вокал), Словен (ударные, клавиши) и я — Ветродар (гитара, фольклорные инструменты). В дальнейшем к нам присоединился басист Колдун и позже клавишник — Свят. В 2005 году, после записи альбома Твердь, место за барабанами занял Димостен, а также присоединилась мультиинструменталистка — Вера (Аврора). В 2017 году я, Орей и Димостен воссоединились для записи альбома Once Again и уже в этом году мы воссоздали полноценный состав для живых выступлений. Партии фольклорных инструментов вновь стала исполнять Вера, а также в качестве басиста к нам присоединился экс-гитарист группы СатанаКозёл — Дмитрий Нейман (Ворон).

Роккульт: Как долго сочиняли материал к новому альбому Art of the time? В чем новизна музыки сегодняшних Pagan Reign?

Дмитрий: Длительный перерыв в творческой деятельности сказался положительно на нашей «заряженности» на сочинение музыки. В декабре 2018 года вышел Once Again. Вот-вот выйдет альбом Art of the time.
И уже сейчас записаны барабаны и бас для нашего седьмого альбома с рабочим названием Небесная твердь, а его выход запланирован на 2020 год. Это будет самый скоростной и технически разнообразный альбом Pagan Reign на сегодняшний день.

Плюс есть задумки и наброски для экспериментального ультра прогрессивного восьмого альбома, где мы будем использовать новую гитарную технику, другие авангардные идеи. Есть ещё задумки и множество планов на перспективу. Как видишь, мы время не теряли зря, у нас целая творческая стратегия. При этом, все «инструменты производства» в наших собственных руках, так что это только вопрос нашего бесценного времени.

В целом, музыка Pagan Reign стала более последовательной и технически прогрессивной. В остальном, это то же сложное сочетание разных направлений экстремального метала и эпических мелодий.

Роккульт: Дмитрий, теперь расскажи немного о том, где писали, сводили альбом?

Дмитрий: Ранее мы обращались к Сергею «Lazar» (CDM records) и Евгению Виноградову (Дай Рекордс). Результатами сотрудничества с этими известными звукоинженерами мы, в целом, удовлетворены — у каждого из них есть свой оригинальный почерк. Однако, сейчас мы пришли к выводу, что сами лучше знаем и понимаем, как должен звучать наш материал. Благо и опыта накоплено достаточно.

Запись барабанов и вокала для Art of the time производилась в Твери на студии Myravey — там отличный сет микрофонов и предусилителей для высококачественной записи. Гитары сейчас мы записываем у себя дома через дибокс, а затем производим реампинг в студийных условиях, где уже можно подобрать необходимое звучание усилителей и кабинетов.
Основой нашего звука являются реальные ламповые усилители, записанные микрофонами. Основой для гитарных ритм-партий послужила смесь таких усилителей как Peavey 6505, Engl и Mesa Boogie Rectifier. Также, для выделения сольных партий я применяю комбинацию усилителей Peavey и VOX, иногда дополнительно — программные эмуляторы.

Весь саунд-дизайн мы планируем совместно с Ореем. Сведение и мастеринг выполняю самостоятельно на студии Ярко Рекордс, где также записываю и акустические инструменты.

Роккульт: Ок. Расскажи теперь, кто выпускает альбом Art of the time? Где и кем альбом будет продвигаться?

Дмитрий: Два новейших альбома Pagan Reign (а также два альбома моего проекта Твердь) выпускает независимый российский лейбл Yarko Music Production. Лейбл пока занимается изданием исключительно наших проектов. Также, эксклюзивным дистрибьютором в Японии является лейбл Red Rivet Records. Продвижение нового альбома происходит и посредством распространения по сети некоторых известных российских и европейских лейблов. Естественно, весь спектр электронных площадок и инструментов продвижения нам доступен в полном объёме.

Все средства, полученные от продажи альбомов Pagan Reign вкладываются в новое производство и нужды группы. Эта тактика конечно трудоёмкая, но позволяет эффективно планировать будущее команды!



Роккульт: Немного об оформлении альбома. В чем состоит концепция, и тяжело ли ее было донести до художника?

Дмитрий: Сейчас мы выбрали новое направление в оформлении альбомов, отличающееся от наших старых релизов, и выделяющееся на фоне довольно шаблонных иллюстраций современного pagan folk metal.

Дизайном и иллюстрациями нашего творчества сейчас занимаются Павел и Варвара из Yarko Design. Изначально выразить на одной картине концепцию «искусства времени» (art of the time) было непросто. Основную идею разработал Орей, а я её развил и дополнил. Основной идеей является круговорот вселенной, как реальное отражение времени, которую символизирует крутящийся коловрат. Движение времени также символизируют зарождающиеся и разрушающиеся деревянные дощечки с начертанными рунами. Некоторые дощечки пустые, как чистое поле, для новых свершений, а некоторые — уже разрушены. Руны отображают запечатлённые во времени деяния и творчество людей. Если рассматривать картину внимательнее, то можно заметить древнейший языческий архетип в виде змея, обвивающего вселенную, который олицетворяет её начало и конец.

Роккульт: Расскажи поподробнее, каким туром будет сопровождаться выпуск альбома, о ваших гостях — группе Ramchat (Словакия)?

Дмитрий: Наш первый за последние 13 лет тур состоит из двух частей: 1 и 2 декабря мы дадим большие концерты в Москве и Санкт-Петербурге при поддержки наших словацких братьев — Ramchat, а 15 и 16 — в Токио (Япония), в рамках фестиваля Pagan Metal Horde vol.4, совместно c фарерцами Týr< и норвежцами Einherjer. С ребятами из Ramchat лично дружит наш тур-менеджер - Михаил из Delta Mekong Concerts. У нас есть планы и по ответному визиту к ним в Словакию предстоящим летом (в рамках возможного европейского тура). Нам весьма близко отношение Ramchat к миру и к своим традициям. Роккульт: И напоследок такой вопрос. Дмитрий, ради чего ты и вся группа Pagan Reign занимаетесь записью альбомов, их выпуском, оформлением, утомительными репетициями и гастролями?

Дмитрий: Это возможность выпускать материал мирового уровня и играть любимую музыку для своих фэнов, которые, к слову, уже полностью окупили затраты на издание альбома ещё на предзаказах. К турам и концертам мы всегда относились спокойно: в России концерты этого тура организует и проводит команда DMC, в Японии — Evoken de Valhall Production. Условия отличные, как минимум — это прекрасная организация и серьёзный опыт проведения подобных мероприятий. Но для нас всегда на первом месте стоит «его величество Творчество»!

Роккульт: Дмитрий, спасибо за интересную беседу. Желаю Pagan Reign творческих успехов!

Беседовал Илья Гамов

Pagan Reign / Ramchat в Москве | Город | 01.12.2019

Добрая весть для поклонников паган- и фолк-метала! Первый день зимы подарит жителям столицы событие поистине историческое – впервые за 13...
       28.10.2019     13:47    633