3 марта 2007 года группа Arcade Fire выпустила свой второй альбом Neon Bible, который укрепил успех изобретательных канадских арт-рокеров и еще выше поднял планку, установленную дебютным Funeral. И спустя более 10 лет этот амбициозный, проникнутый апокалиптическим ужасом альбом звучит все так же оригинально, актуально и устрашающе.

  1. Альбом был записан в церкви

    По крайней мере, его основная часть. После успеха дебютного альбома музыканты решили, что нуждаются в постоянной студии, и приобрели церковь Petite Église в родной Канаде, которая, впрочем, на тот момент уже около 20 лет не использовалась как церковь: в какой-то момент там даже располагалось кафе, а потом здание оказалось заброшено. Группе понравилась уникальная акустика и мрачная атмосфера, и они обустроили в церкви несколько жилых помещений и студию, где записали Neon Bible и The Suburbs.

  2. Промо-кампания Neon Bible была довольно необычной по тем временам

    Например, поклонникам предлагалось позвонить по номеру (866) NEON-BIBLE, чтобы послушать Black Mirror, первый сингл с альбома. Клип на заглавную песню был интерактивным: он был опубликован на специальном сайте (живом, кстати, до сих пор) и предлагал зрителю исполнить ряд простых фокусов посредством манипуляции руками Уина Батлера, в то время как висящая во мраке голова музыканта в строгом воротнике флегматично исполняла песню.

  3. Neon Bible – это взгляд на Америку со стороны

    Уин Батлер родился в США, провел там детство и лишь для учебы в университете переехал в Монреаль (кстати, оттуда Уин вышел со степенью бакалавра религии, поэтому библейские мотивы альбома совершенно осознанны). Музыкант заметил, что наблюдает за жизнью на родине как будто в роли аутсайдера. В качестве источников музыкального вдохновения для Neon Bible группа называла таких крупных американских исполнителей, как Боб Дилан, Элвис Пресли и Брюс Спрингстин.

  4. Сквозные образы альбома – океан и телевидение

    Океан символизирует отсутствие контроля, а телевидение – бессознательное поглощение идей и мировоззрений. Оба, казалось бы, довольно далеких друг от друга лейтмотива служат общей идее альбома, которая была весьма мрачной: главные темы Neon Bible – кризис общества, социальное неравенство, паранойя и подъем милитаризма.

  5. Почти в каждой песне с Neon Bible есть намеки на апокалипсис

    Творческий рост Arcade Fire был стремительным, и они быстро перешли от личных тем к глобальным. Конец света пропитывает весь их второй альбом, и мрачные прогнозы можно услышать во многих песнях: это и «not much chance for survival» в заглавной песне, и «a time is coming – all words will lose their meaning» в Black Mirror, и «nothing lasts forever» в Black Wave / Bad Vibrations, и «holy war» в Windowsill. Апокалиптические мотивы заметны не только в лирике, но и в музыке. Для создания дисгармоничного, наводящего ужас звука Arcade Fire воспользовались весьма нетипичными для своего жанра и эпохи инструментами вроде колесной лиры или духового органа.

  6. Название альбома вдохновлено книгой 50-х (но не совсем)

    Джон Кеннеди Тул написал роман «Неоновая Библия» в 1954 году, и по тем временам подобное столкновение религиозного текста с расцветающим коммерциализмом было весьма радикальной выходкой. Уин Батлер читал эту книгу, но отметил, что это не прямое вдохновение, а лишь совпадение. Этот образ пришел к Батлеру спонтанно, и музыкант записал его в своем блокноте, а затем раз за разом возвращался к нему и в конце концов решил, что Neon Bible – идеальное название для альбома. Видимо, созданный Тулом образ оказался настолько ярким, что когда-то прочно засел в бессознательном Батлера, чтобы всплыть спустя много лет.

  7. Для обложки был специально создан огромный неоновый арт-объект

    Дизайном обложки занялась Трейси Морис, которая работала над обложкой дебютника Funeral. Та самая неоновая Библия имела высоту около 180 см, и ее страницы мигали наподобие дорожных знаков. Передать эту анимацию на фотографии было невозможно, но для делюкс-версии Морис создала лентикулярную обложку (помните пластиковые карточки из детства, картинки на которых двигались в зависимости от ракурса, с которого вы на них смотрели?). Группе очень понравился этот арт-объект, и они даже хотели сделать его сценической декорацией, но Морис переубедила музыкантов, потому что для постоянной перевозки по концертам скульптура была слишком хрупкой.

  8. Сериал «Черное зеркало» частично обязан своим названием именно этому альбому

    Точнее, песне Black Mirror, первой в треклисте Neon Bible. Шоураннер Чарли Брукер рассказал, что название было в какой-то мере вдохновлено песней Arcade Fire, мрачная суть которой достаточно близка к концепции сериала. Черное зеркало – это экраны выключенных телевизоров, компьютеров, телефонов и других устройств, которые проникли во все сферы жизни и навсегда изменили людей. О темной стороне технологического прогресса, о слежке и воровстве данных, о потере человечности говорят и сериал Брукера, и Arcade Fire.