1. Harry Nilsson - Without You (1972)

Original: Badfinger (1970)

Начнём мы, пожалуй, с песни, которую сам сэр Пол Маккартни как-то назвал самой убойной песней всех времён.

Авторство её принадлежит участникам британской рок-группы Badfinger Питу Хэму и Тому Эвансу. Каждый из них написал по песне, одной из которых недоставало сильного припева, а другой требовались более интересные куплеты. Решив объединить усилия, музыканты не прогадали, хотя изначально и не возлагали на продукт совместного творчества никаких особых надежд и даже не выпустили её в виде сингла. Тем не менее этой песне суждено было стать самым известным хитом в истории группы, и, интересный факт, зачастую и кавер-версии этой композиции становились одними из известнейших хитов у исполнителей этот кавер исполнявших, как это, например, произошло у Мэрайи Кэри или Гарри Нилсона.

Хотя у Without You существует более 180 кавер-версий, остановимся мы всё же на версии Гарри Нилсона. Во-первых, потому что прослушать все-все-все каверы и выбрать объективно наиболее душещипательный было бы сложновато, ибо столько трогательной печали за один присест не способно выдержать ни одно даже самое крепкое духом сердце. А во-вторых, национальные чарты не врут! Первое место в Канаде, Великобритании и США (дважды!) как бы намекают, на что стоит обратить внимание.

Думаю, вы легко узнаете эту песню с первых нот, и надеюсь, ваша чашка с горячим какао уже готова, плед расстелен, камин растоплен и на столике приготовлена стопка носовых платков. А тот, кому больше по душе версия от Мэрайи Кэри, может в дополнение взять на руки котёнка и поглаживать его, время от времени утыкаясь сопливым носом в пушистую шёрстку.

2. Patti Smith – Everybody Hurts (2007)

Original: R.E.M. (1994)

Не откладывайте котёнка, он нам ещё понадобится. Если в предыдущем пункте вы предпочли Гарри Нилсона и котёнка у вас нет – мужайтесь.

Ибо на очереди у нас (если верить The Telegraph, а это весьма уважаемое издание) самая грустная песня всех времен — Everybody Hurts от R.E.M. 70% мужчин и 90% женщин не могут сдержать слёз при её прослушивании, как выяснили британские учёные (ну кто же кроме них?) по заказу британского же театрального продюсера Дэвида Кинга.

Будем честными, переплюнуть такой впечатляющий результат – задача непосильная. Что может тронуть за душу сильнее, чем уязвимый голос Майка Стайпа? Идти по простому пути и добавить щепотку трепетного женского вокала – пожалуй, слишком простое и не слишком затейливое решение. Хотя вариант от фолк-рокеров The Corrs достаточно мил и трогателен, но всё же его недостаточно для суровой рокерской души.

Но что если не стремиться довести исполнение до гладкого совершенства, а наоборот заменить мелодичность на свирепую рычащую нежность и неотшлифованный чистый голос? Представьте, что мы заменим цветное кино на чёрно-белое статичное изображение. И получим Патти Смит.

Её кавер примечателен ещё и тем, что, по словам Майка Стайпа, именно благодаря Патти Смит он стал «голосом поколения», так же как в своё время «голосом поколения» признавали и её саму. И именно первый альбом Патти Смит Horses стал той вещью, которая перевернула его жизнь и повлияла на решение Майка стать музыкантом.

Есть в её исполнении какая-то первобытная страсть, усталость и печаль, но без надрыва и преувеличения, что-то странное и волнующее, что-то нечеловеческое и отстранённо холодное. Слушая Everybody Hurts в её исполнении, будто погружаешься в сложно запутанный клубок хитросплетений нитей судьбы, связанных между собой множеством узелков, и от этого сердце немножко сжимается в груди и щиплет в глазах, хотя вроде бы — отчего?

Ну вот, теперь вы можете судорожно допить своё какао и налить следующую кружечку (опционально).

3. Scala & Kolacny Brothers - Creep (2002)

Original : Radiohead (1993)

От Майка Стайпа плавно переходим к фанатам его творчества — группе Radiohead и (куда ж без неё?) незабвенной Creep.

Главный хит и самая нелюбимая песня Тома Йорка хоть и не попадает в топ грустных песен от британских учёных, однако, когда после релиза в 1992 году песню взяли на радиостанцию Radio 1, она показалась радиоведущим слишком депрессивной. Её поставили всего дважды и сняли с ротации. Не то чтобы при её прослушивании вы будете рыдать, нет. Но почувствовать себя говном – запросто. Друзей нет, девушки нет, вконтактике никто не пишет, смотришь в зеркало, а там какое-то чмо…

Тем органичнее выглядит кавер от бельгийского хора Scala & Kolacny Brothers, ведь именно он звучит в трейлере к фильму Дэвида Финчера «Социальная сеть», потому что в сети, как известно, одиночество.

Так что поплотнее закутайтесь в плед и скушайте булочку. Булочка не обманет, булочка не предаст, булочка всегда будет с тобой, а кто говорит, что булочка – враг девочки, те просто завидуют.

4. Moonspell - Love Will Tear Us Apart (2001)

Original: Joy Division (1979)

Но если не булочка, то кто же? Бытует мнение, что любовь творит чудеса, и когда ты не один, то и жизнь сразу налаживается и насморк проходит.

Да ну, конечно же, нет! Любовь разрывает нас на куски и это, пожалуй, самое главное, что о ней стоит знать.

Иэн Кёртис, его мрачные тексты, зацикленность на боли и страданиях вкупе с низким безучастным голосом создали группе Joy Division в целом и самому Иэну в частности крайне беспросветно-депрессивную репутацию. Не факт, что она была на 100% оправдана (по крайней мере, в отношении остальных участников группы), поэтому если нет сил дальше грустить – погладь котёнка и послушай, что тебе скажут об этом оставшиеся 3/4 Joy Division: версия Love Will Tear Us Apart от New Order звучит довольно-таки бодрячком. А если силы всё же остались – добро пожаловать на тёмную сторону.

Португальская готик-дум-метал-группа Moonspell — одна из тех, в чьём исполнении эта песня звучит, пожалуй, даже мрачнее, чем в оригинале. Будто они вытащили на свет божий всё, что в ней есть тёмного и траурного, а остальное накрыли белой простынёй и отправили на кладбище под торжественные и тяжёлые металические риффы. Завораживающий вокал Фернандо Рибейру привносит в эту композицию нечто сумрачно-древнее, какое-то странное шаманство, невидимую простым смертным тёмную магию и мощь языческого ритуала. Чтобы закрепить результат обязательно послушай её в ноябре, когда особенно явственно ощущается, что колесо года перевалило на тёмную половину.

Лето ушло и уже никогда не вернется.
Осень, хлебни ядовитой воды из колодца.
Зима будет долгой, но все обойдется.
(с) Сплин

5. Tori Amos - Smells Like Teen Spirit (1992)

Original: Nirvana (1991)

Кстати, весьма уважаемое издание, британский музыкальный журнал NME (New Musical Express), в 2012 году отмечавший своё шестидесятилетие, признал вышеупомянутую Love Will Tear Us Apart величайшей композицией, выпущенной за время его существования. Впрочем, уже на следующий год он, как ветреная девчонка, отдаёт первое место песне Smells Like Teen Spirit группы Nirvana. О ней и поговорим. К слову, Курт играть Smells Like Teen Spirit на концертах не очень-то любил (вспоминаем Тома Йорка и Creep, да-да).

Не сказать, что от нее веет тленом или унынием, скорее уж «повеяло юностью», но когда ты такой бунтарь и личность, стоишь в гордом одиночестве посреди серой массы и твой геройский плащ развевается на ветру, да только ты как неуловимый Джо нафиг никому не нужен, и некуда припасть с этой зацикленностью на самом себе, так что лучше умереть, чем пойти в школу в шапке, то голос Кобейна в плеере не добавляет радости, вот ни разу. Так, немножко апатии тут, одиночества там, щепотку злости и нездоровой бодрости… I’m so lonely. And that’s ok.

Но большинство людей вполне успешно из этих штанишек вырастают (рано или поздно, так или иначе).

И вот тут, когда они такие выросли и расслабились, сидя у камина с чашечкой какао и котёнком на коленках, их как раз и подстерегает эльфийская принцесса Тори Эймос, нежная и хрупкая, с полупрозрачной кожей и копной огненных волос.
Никакой злости и ненависти, никакой грусть-тоски-печальки и даже ни капли апатии… но откуда это ощущение, что ты тонешь в глубоком синем море, и холодные воды смыкаются над головой, и последний солнечный луч размывается в толще воды над твоей головой, и нет сил барахтаться, и только и остаётся, что раскинуть руки в стороны и позволить бездне поглотить тебя?

6. Death In Rome - Summertime Sadness (2016)

Original: Lana Del Rey (2012)

Но давайте передохнём (и буква «ё» здесь очень важна!) и снизим градус печальки до приемлемого уровня (читатель ждет уж рифмы розы; на, вот возьми ее скорей!). В том смысле, что вот, пожалуйста, именно она, Летняя печалька от Ланы Дель Рей. Навевающая лёгкую меланхолию и сладкие томные мечты, воздушная и немножко щемящая, как воспоминания о тех самых днях, когда всё было возможно (тем удивительнее, что один из ее главных кумиров – Курт Кобейн, вот уж у кого не только с печалькой всё было в порядке).

Но вы знаете, я ж всё-таки девочка, и мне хотелось бы того же, но только с мужиками. Чтобы свернувшись калачиком в уютном кресле, под шум дождя, уткнувшись носом в тёплого шерстяного кота можно было повтыкать в потолок под сладкий мужской баритон (ну или что уж там бог пошлёт).

И вы знаете, их есть у нас. Немецкая неофолк-группа с многообещающим названием Death In Rome, делающая каверы на различные популярные рок- и поп-композиции в своей своеобразной манере – это как раз то, что нужно. От Take On Me до Lambada. Получается устало, отстранённо, неторопливо и местами немножко торжественно. Впрочем, куда нам спешить? Ведь за окном дождь (а если нет, то его не так уж сложно вообразить).

7. David Garrett - November Rain (2010)

Original: Guns N’ Roses (1992)

Да, он самый. November Rain от Guns N’ Roses.

Почти 10 лет Эксл Роуз работал над этой композицией и вышла она не благодаря, а скорее вопреки, ведь остальные участники группы относились ко всей этой сопливой лирике крайне скептически, желая видеть на альбомах только бодрое хард-рок-рубилово для настоящих пацанов. Но вода, как известно, камень точит, так что и эта смогла пробить себе дорожку. Да не просто пробить — взлететь. Несмотря на рекордную продолжительность — почти 9 минут (а до того как её подсократили и все 25) – она захватила верхние строчки многих мировых чартов, а видеоклип на неё отхватил первое место на MTV Video Music Award за лучшую кинематографию.

Безусловно, это всё про любовь и смерть. Про то, что всё в этой жизни временно и преходяще и все следы будут смыты проливным дождём, оставив в память лишь букет увядших роз.

Логично, что немаловажную роль тут играет именно текст, после пронзительного вокала и проникновенных гитарных соло именно он задаёт лиризм и трагизм повествования. Но что случится, если текста не будет? Будет ли эта история по-прежнему проникать в наши сердца и заставлять переслушивать её снова и снова, будет ли вообще история? И самое главное, каков будет расход носовых платков?

Расход будет, берите с запасом. Белокурый красавец Дэвид Гарретт при помощи скрипки сделает нам всем лирично по самое не балуйся. Впрочем, многие великие композиторы прошлого, взрывавшие концертные залы без помощи сладкоголосых красоток и прочих ухищрений, вполне одобряют такой подход.

Ну вот и все, какао выпито, камин потух, и котенок, утомлённый слезами, устало сопит у вас на руках подёргивая лапкой.

Поздравляем, вы успешно прослушали нашу лекцию о том, как правильно грустить, и впустили ноябрь в свое сердце.