St. Anger: факты и цитаты

  • Запись альбома началась с громких событий: только что покинул коллектив Джейсон Ньюстед, отгремела судебная тяжба с Napster. Тем не менее группа решила начать работу. В 2001 году коллектив при поддержке продюсера Боба Рока арендовал помещение для записи на старой военной базе в Пресидио. Всё должно было быть сурово и по-спартански: никаких обоев и мягкой мебели, никакого косметического ремонта. Все бас-партии к альбому были записаны самим Бобом Роком.
  • Джеймс Хэтфилд о своем душевном состоянии во время начала записи: «Мы начали запись в Пресидио. И в какой-то момент я понял, как загажена моя жизнь. Сколько у меня секретов, как все запутано, а главное, что все это дерьмо я скрываю от своей жены. Дерьмо, которое происходит на гастролях».
  • Всё шло неплохо, пока не стали проявляться старые противоречия между членами группы – конкретно между Ларсом Ульрихом и Джеймсом Хэтфилдом. 19 июля 2001 года Хэтфилд отправился на лечение от «алкоголизма и прочих зависимостей» в реабилитационную клинику. С алкоголем у фронтмена были давние счеты, а прочие зависимости не имели ничего общего с наркотиками. Это подтверждают коллеги музыканта и менеджмент группы. Запись была приостановлена.
  • Чтобы наладить климат внутри коллектива, на роль менеджера группы был приглашен «тренер, повышающий результативность», Фил Тоул, который помогал участникам Metallica лучше понимать друг друга. В такой непростой обстановке ковался новый альбом группы.
  • По возвращении из клиники Хэтфилда Metallica перебралась в студию HQ в Сан-Рафаэле. В мае 2002 года коллектив снова начал запись альбома. За период с 2001 по 2003 год группа сочинила 30 композиций, из которых только 11 были взяты на пластинку.
  • О гитарной стороне вопроса: впервые Metallica использовала в записи пониженный гитарный строй Drop C, характерный в основном для ню-метала, металкора.
  • Джеймс Хэтфилд об альбоме: «В нем больше заявления, чем музыки. Нам надо было сделать St. Anger. Парень, который работал с нами, Фил Тоул, говорил: «Вся работа, которую вы сейчас делаете, она не для этой записи, а для следующей».
  • Ларс Ульрих о длине песен на альбоме: «Когда мы послушали альбом от начала до конца, я почувствовал — этот опыт был ошарашивающим. Было понятно, что эта запись может задеть слушателя, бросить ему вызов, так что мы решили оставить песни без редактирования. Я понимаю, почему люди могут почувствовать затянутость».
  • Боб Рок об отсутствии соло-партий на альбоме: «Ларс сказал: «Никаких соло», а мы с Джеймсом говорим: «Но… это же работа Кирка». В общем, мы решили попробовать соло в каждой песне, и если лучше от этого песня не станет – в соло нет никакого смысла. И мы полностью их исключили».
  • Ларс Ульрих о звучании ударных на альбоме: «О да, знаменитый звук барабанов, о котором все только и говорят… Однажды я забыл нормально подключить барабаны к пульту — я просто не подумал об этом. Во время же прослушивания мне очень понравилось, как это звучит. Это и сподвигло меня на такой путь и на такой звук. Я почувствовал его натуральность. Какой-то люфт в мыслях появился, когда некоторые люди, которые прослушали альбом, говорили мне: «Знаешь, Ларс, вообще-то барабаны на хэви-метал альбоме должны звучать не так». Ну что ж, я, наверное, забыл прочитать Главу Три в книге «Свод законов хеви-метала»…»
  • Боб Рок об альбоме в целом: «Пластинка очень странная, но она… она настоящая. Суровая правда о состоянии группы на тот момент».
  • В средствах массовой информации бытует мнение о том, что репутация альбома St. Anger была испорчена отнюдь не разгромными отзывами от музыкальных критиков. К несчастью, она была подорвана шквалом любительской критики из интернета. Материал журнала GQ: «Проблема была в том, что в 2003-м, на момент выхода St. Anger, интернет стал куда больше, чем был в 1997-м, когда появился Reload. Разрослись непрополотыми сорняками все те форумы, сборники пользовательских рецензий и прочие чаты, где так легко высказывать свое мнение каждому. Самый молодой пользователь западного интернета — прыщавый студент, вылезавший в сеть через AOL попереписываться с корешами — сменился пользователем еще моложе — вечно недовольным и недалеким школьником, чьи мнения не отличаются ни оригинальностью, ни вдумчивостью».
  • Джейсон Ньюстед об альбоме: «Я слушал St. Anger один раз, правда. Моя жена, тогда ещё являвшаяся моей девушкой, купила запись или кто-то для нас купил запись, пока мы были в туре с Оззи. Ей удалось заполучить его в день релиза. Она проиграла песен семь из неё и выключила, и это был единственный раз, когда я её слушал. Я смотрел видео — то, которое они записали в тюрьме. Именно его я видел несколько раз и песню из клипа слушал несколько раз. Но я не хочу говорить ничего плохого о Metallica, потому что… ну, вы и так понимаете почему, верно?»
  • Лучше всего описывает историю записи альбома документальный фильм Джо Берлинджера и Брюса Синовски «Metallica: Some Kind Of Monster», который вышел на экраны в январе 2004 года.