Вообще-то хорошо бы музыке и изданиям быть вне политики, но весь год политика приходила к нам и занималась нами.
Группу, песню и альбом года я нынче выделять специально не буду. Хотя не могу не отметить, что в 2014 году молодцом показали себя многие творческие люди и коллективы. И ветераны, и молодежь традиционно вдвигают из своих рядов достойных и прекрасных, чем-то отличившихся персонажей. Вышел даже новый альбом Pink Floyd – тут уж важен скорее сам факт, нежели содержание альбома. Однако в музыкальном мире все-таки не произошло никакой революции, все новички были в той или иной мере ожидаемыми (даже Royal Blood с их великолепным дебютником). То ли время для революции еще не пришло, то ли ушло безвозвратно и больше не вернется.

А вот наши, отечественные тенденции – однозначно не радуют. Одно только их перечисление должно, по идее, заставить трепетать любого. Досудебные блокировки сайтов Роскомнадзором (причем, сайтов, не конкретных ссылок) ставят под угрозу любой вообще сайт, кроме верноподданнических таблоидов. Ограничение иностранного капитала в СМИ лишит нас возможности выхода у нас хороших музыкальных изданий.

О травле музыкантов, срывах концертов и даже высочайшем одобрении такого поведения церковными иерархами и судебными инстанциями, тоже придется сказать еще раз. Можно, конечно, подводить какие-то политические мотивы под конфликты с публикой и властью у российских музыкантов, но вот если говорить о зарубежных… Вы знаете, нельзя срывать концерты только из-за того, что в последние пару лет у нас вдруг некие фундаменталисты посчитали себя решающей инстанцией культурной жизни. И им музыка Cannibal Corpse не нравится. Очень скоро это скажется на концертной активности в России в полный рост. И совершенно необязательно дело будет в политике. Просто даже далекий от политики западный музыкант или наш отечественный промоутер будет поставлен в такие условия, что ему сорвут концерт, а, скажем, полицейские структуры встанут на сторону срывающих, а не слушателей. То есть, люди потеряют деньги и еще сами хорошо, если не будут выставлены виноватыми во всем.

В России впервые годов с 1980-х начали запрещать тексты музыкантов. Пока это коснулось зарубежных исполнителей. Институтами литовки в 2014 году стали суды. Это грустный факт, и его надо учитывать.
До сих пор продолжают существовать – и только укрепляют свои позиции – РСП Михалкова и РАО (чьим публичным лицом можно считать Юрия Антонова), которые готовятся ввести дань размером в 300 рублей на пользование Сетью. Есть у меня сильные сомнения, что кто-то, кроме Юрия Антонова может стать реальным бенефициаром борьбы за авторские права музыкантов в случаях явного пиратства. Тем более мы помним, как эта контора штрафовала группу Deep Purple за исполнение песен Deep Purple. Какое это вообще имеет отношение к проблеме борьбы за авторские права?

Самая вредная из тенденций


Под занавес года мы получили в качестве вишенки на торте проблем музыкальной индустрии идею о музыкальном импортозамещении в российских средствах массовой информации. Пока это только инициатива, но инициатива шумная и, возможно, воспоследует и законопроект. Не знаю, как вас, а меня лично такие замашки откровенно взбесили.
Это объективно худшая из тенденций, потому что дорога нормальным исполнителям на ТВ заказана теперь вдвойне. То, какая музыка нас ждет на голубых экранах в таких условиях, хорошо видно было в интервью тех, кто эту квоту особенно поддерживал. Это, да простят меня уважаемые читатели, Иосиф Кобзон и Вика Цыганова. Они немедленно заговорили о счастливых временах прекрасной и чистой, нравственной и духовной советской эстраде, представителями которой остаются даже в 2014 году.
Визуально представление об эстетических предпочтениях такой ностальгии можно получить, посмотрев номер победительницы «Голоса» Александры Воробьевой в финале.

Для начала о самой Воробьевой. Она вообще-то очень талантливая, что отлично слышно на слепых прослушиваниях. Но финал – удивительный, феерический пример того, как ради механического воспроизведения высокопрофессиональных штампов советской эстрады из нее натурально высосали дементорским поцелуем душу. А ведь именно в отсутствии души и есть суть советской эстрады. Весь отечественный рок 70-х и 80-х вырос не из политического, а из эстетического противостояния вот этой вот фальшивой, лицемерной и бездушной пустышке, у которой ни силы, ни искренности, ни желания не было говорить о любви. Сейчас это нам преподносят как пример красоты и идеала, к которому надо стремиться. Что с того, что нутро там гнилое, и живому взяться неоткуда?
От меня, уверен, захотят примеров обратного – «Хорошая ж песня», «сам так спой, балабол!» и т.д. Пожалуйста, вот пример хорошей старой песни о любви, великолепно перепетой современным музыкантом:

Такие чувства вводящим квоты ханжам и лицемерам не нужны. Им нужен советскообразный эрзац. Не уверен, что группу «Ключи» по ТВ вообще покажут, даже при квотах в 15% нероссийской музыки.
Что делать в связи со всем этим? Выход подсказал, вообще-то, еще в 1990 году на альбоме «Выворотень» Дмитрий Ревякин – «Назад, в подвалы». Назад в подвалы уйдут многие, и можно не сомневаться – там живая и настоящая музыка выживет и расцветет вновь. Да она уже расцветает!

Топ-10 альбомов года (Россия и СНГ):





1. Борис Гребенщиков
Соль
рецензия на альбом



Рецензия на альбом | Сруб — Сруб (2014)
2. Сруб
Сруб
рецензия на альбом




Рецензия на альбом | Би-2 - 16+ 2014
3. БИ-2
#16плюс
рецензия на альбом




4. Бранимир
За Бикс
рецензия на альбом




5. ДДТ
Прозрачный
рецензия на альбом




6. Пикник
Чужестранец
рецензия на альбом





7. Найк Борзов
Везде и Нигде
рецензия на альбом




8. Ляпис Трубецкой
Матрешка
рецензия на альбом



сплин резонанс
9. Сплин
Резонанс (ч. 12)


Ария рецензия через все времена
10. Ария
Через Все Времена
рецензия на альбом


Топ-10 альбомов года (остальной мир):




royal blood - royalblood cover
1. Royal Blood
Roayl Blood
рецензия на альбом



pretty reckless going to hell
2. The Pretty Reckless
Going to Hell



Ian_Anderson_Homo_Erraticus_Packshot_Web
3. Ian Anderson
Homo Erraticus


Leonard Cohen Popular Problems
4. Leonard Cohen
Popular Problems


temples sun structures рецензия
5. Temples
Sun Structures
рецензия на альбом





Mike Oldfield - Man On The Rocks (2014) рецензия
7. Mike Oldfield
Man on the Rocks
рецензия на альбом



Рецензия на альбом | Judas Priest - Redeemer of Souls (2014)
8. Judas Priest
Redeemer of Souls
рецензия на альбом



Pink Floyd Endless River (2014) рецензия
9.Pink Floyd
The Endless River
рецензия на альбом




Топ-20 треков года (Россия и СНГ)

1. Борис Гребенщиков – Любовь во время войны
2. ДДТ – Времена
3. Оргия Праведников – Вдаль по синей воде
4. Сруб – Шепот и вой болот
5. Бранимир – Пойдем на войну
6. Найк Борзов – Паническая атака
7. Би-2 – Компромисс
8. Catharsis – Гонки за мечтой
9. Сплин – Оркестр
10. Пикник – Кем бы ты ни был
11.
Ляпис Трубецкой – Воины света
12. Северный Флот – Рожденный убивать
13. Ария – Атака мертвецов
14. Ю-Питер – Гудгора
15. Магелланово Облако – Замерзший цветок
16. Электрические Партизаны – Переведи меня через майдан
17. The Matrixx – Живой
18. Ленинград – Фиаско
19. Кукрыниксы — Обнимай
20. Мумий Тролль – Ноябрь


Топ-20 треков года (остальной мир)

1. Billy Boyd – The Last Goodbye
2. Royal Blood – Little Monster
3. The Pretty Reckless – House On A Hill
4. Temples – The Golden Throne
5. Mike Oldfield – Nuclear
6. Ian Anderson – Puer Ferox Adventus
7. Leonard Cohen – Slow
8. Kasabian — Treat
9. Judas Priest – March Of The Damned
10. Within Temptation – Roses
11. AC/DC – Rock Or Bust
12. Slipknot – The Devil In I
13.
Lenny Kravitz – Sex
14. KYPCK – Как Философия Губит Самоотверженных Бескорыстных Бюрократов
15. Laibach – The Whistleblowers
16. Sabaton – To Hell And Back
17. Blind Guardian – Twilight Of The Gods
18. Vader – Where Angels Weep
19. Behemoth – Blow Your Trumpets Gabriel
20. Interpol – All the Rage Back Home


Топ-7 концертов года

1. ДДТ. Зелёный театр. 18 июня
2. Catharsis. RED. 1 ноября
3. Мельница. ГлавClub. 19 апреля
4. KYPCK. Volta. 20 сентября
5. Пикник. ДК МИР (г.Реутов). 4 декабря
6. Найк Борзов – ГлавClub. 29 мая
7. Мельница. ММДМ. 11 января