Первые пастиши

1960-е

Фрэнк Заппа и The Mothers of Invention были пионерами пастиша, с их диким эклектизмом, который часто всё же оказывался на грани пародии. Взять хотя бы первый альбом Freak Out!: он попал прямо в точку со своей гремучей смесью из ритм-н-блюза, ду-вопа, конкретной и экспериментальной музыки, а тексты песен напоминали дадаистские стихи.

The Beatles ‒ еще более яркий пример успешного использования пастиша. Их двойной «Белый альбом» разрушил общие ожидания, что группа продолжит свое развитие в рамках классической западной музыки (как казалось всем после выхода альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club, стиль которого был перенят множеством прогрессив- и арт-рок-групп). Вместо этого «битлы» увлеклись жонглированием жанрами. Некоторые из песен, например Back in the U.S.S.R., были просто пародией. Однако в прочих треках такой откровенно сатирический замысел отсутствовал. Так что остается загадкой, задумывалась ли Yer Blues как пародия, или как воскрешение блюза, или как прочувствованное высказывание на тему блюза? Была ли Good night просто шуткой или ностальгическим приветом откуда-то из счастливого детства музыкантов? Что представляла собой Revolution №9: серьезный авандгардный электронный эксперимент или плевок в сторону напыщенных поп-исполнителей?

Буйный рост

1970-е

На протяжении следующего десятилетия число поджанров росло в геометрической прогрессии, что не отменяло успешное существование устоявшихся образцов рок-музыки. Соответственно, образцы пастиша стали появляться как грибы после дождя.

Дэвид Боуи ‒ один из центральных представителей этого поколения и родоначальников глэм-рока ‒ примерил на себя не одну маску выдуманного персонажа и выпустил не один альбом, ссылавшийся на ряд других музыкальных жанров, включая хард-рок (The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars, Diamond Dogs), соул/фанк (Young Americans) и раннее техно/нью-вейв (Heroes).

Костелло («в миру» ‒ Деклан Патрик Макманус), хотя и оставался более-менее верным своему имиджу, успел сменить несколько псевдонимов: Элвис Костелло, The Imposter, Napoleon Dynamite, Little Hands of Concrete и проч. А также исследовать широкий спектр стилей, порой продолжая свои музыкальные поиски из альбома в альбом: Get Happy (соул 60-х), Almost Blue (кантри), Imperial Bedroom (ранний арт-рок). После 1986 года, когда Костелло стал записывать альбомы с помощью разных составов студийных музыкантов вместо одного постоянного, процент эклектизма в его творчестве увеличился в разы. Так, что порой трек на одном альбоме содержал аллюзии на другой трек с того же альбома. Особенно хорошо это прослеживается на пластинках Spike и Mighty Like a Rose.

Расцвет постмодернизма

1990-е

Многие исполнители конца XX века впитали приемы пастиша вместе с молоком матери и продолжили начатое Заппой, The Beatles, Боуи и Костелло.

В их числе ‒ Бек, который в таких своих треках, как High 5 (Rock the Catskills), собирал за раз пазл из деталек десятка стилей, по большей части позаимствованных из 60-х ‒ начала 70-х. Бьорк же создавала пастиш другими средствами: не простым перебором фрагментов разных жанров, а сращением их внутри единой песни, ряда песен, целого альбома или ряда альбомов.

Шерил Кроу может служить примером модного в 90-е годы явления ‒ обращения к ретро. Так, ее дебютная запись Tuesday Night Music Club почти целиком основывается на стилях, популярных в ранние 70-е. Причем, та музыка не подгоняется под дух современности, а используется как шаблон для новых песен.

История повторяется?

2000‒2010-е

Эти годы часто обвиняют в отсутствии новых идей и паразитировании на наследии предыдущих десятилетий. Что ж, в этом есть доля правды: вы и сами сможете назвать не менее дюжины рок-групп, полностью позаимствовавших звучание из 70-х или стиль из 80-х. Однако благодаря постепенному стиранию межжанровых границ эти направления, которые могли бы вечно оставаться на периферии музыкального мира, оказались в центре внимания.

Vampire Weekend, например, успешно популяризовали афро-бит. Джэк Уайт сдул пыль с блюза. А модные инди-группы, вроде Hot Chip, продемонстрировали, что танцевальная электронная музыка может быть «умной».